В ЕСПЧ подана жалоба на бездействие полиции в поисках пропавшего человека
Правоохранители два месяца не реагировали на пропажу женщины в ПодмосковьеВ Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) направлена жалоба на бездействие российских полицейских при розыске пропавшего человека. Заявитель, чьи интересы представляет руководитель организации «Зона права» Сергей Петряков, считает, что были нарушены ст. 2 и ст. 3 Европейской конвенции по правам человека – о праве на жизнь и о запрещении пыток.
В марте 2015 г. пенсионерка из Московской области Любовь Ястребова, страдавшая болезнью Альцгеймера, ушла из дома. Ее муж в течение часа обнаружил отсутствие супруги и сообщил об этом своему сыну Андрею Ястребову. Тот, понимая, что мать не может самостоятельно ориентироваться на местности, сразу же начал поиски, а на следующий день обратился в отдел МВД подмосковного города Клина, чтобы подать заявление о пропаже. Сначала полиция не хотела принимать заявление о пропаже женщины, предложив Ястребову прийти через три дня, но затем правоохранители все же приняли заявление с формулировкой «Прошу вас провести проверку по факту утери родственной связи с моей мамой», хотя дежурный по отделу даже не спрашивал, например, как была одета пропавшая. Через восемь дней поисков, в которых участвовали волонтеры, участковый сказал Ястребову, что у него нет никакой информации, кроме заявления сына, и никаких действий со стороны полиции не предпринималось. Через два месяца Ястребов опубликовал открытое письмо о сложившейся ситуации, подчеркнув, что все это время полиция бездействовала. В итоге четверо полицейских все же были привлечены к дисциплинарной ответственности. Ястребов также требовал провести проверку бездействия сотрудников МВД, однако Следственный отдел по городу Клину подмосковного управления Следственного комитета счел, что была нарушена только служебная дисциплина, а признаки уголовно наказуемого деяния отсутствуют.
Тело женщины нашли только через полгода. В 2017–2018 гг. Ястребов прошел все национальные судебные инстанции: он судился с отделом МВД по Клину, ГУ МВД по Московской области, МВД в целом и с Минфином, требуя компенсировать моральный вред, однако в удовлетворении исков было отказано. В своих заявлениях истец, в частности, указывал, что полицейские не собрали сведения о личности пропавшей, осмотр места происшествия был произведен лишь два месяца спустя после исчезновения, а непринятие срочных мер в первые дни после пропажи свело к минимуму шансы найти женщину живой.
Как отмечает заявитель в своей жалобе в ЕСПЧ, власти допустили нарушение своего позитивного обязательства, предусмотренного ст. 2 Конвенции по правам человека, которая закрепляет право каждого на жизнь, что в данном случае порождает обязанность государства в лице правоохранительных органов осуществить в максимально короткий срок комплекс розыскных мероприятий. Кроме того, Ястребов указывает, что пытался получить моральную компенсацию, но национальные суды в этом отказали. Наконец, следственные органы ограничились формальным подходом к проведению проверки сообщенных заявителем сведений о наличии в действиях сотрудников полиции признаков преступления по статье «халатность» и не возбудили уголовного дела.
В основном жалобы в ЕСПЧ на исчезновение людей поступают с Северного Кавказа, но в этих заявлениях обычно говорится, что жертв похищают люди в форме, отмечает эксперт по работе с ЕСПЧ Антон Рыжов: «Решений же ЕСПЧ по жалобам, идентичным этой, пока не было. Возможно, люди в регионах просто не знают, что можно обратиться в ЕСПЧ по позитивным обязательствам государства. Кроме того, для подачи жалобы, как правило, нужно пройти все судебные инстанции на национальном уровне». Позитивное обязательство государства заключается в том, чтобы защищать жизнь своих граждан, поясняет он: «По подобным случаям выиграть, может быть, чуть сложнее, поскольку это не было прямым лишением жизни со стороны сотрудников правоохранительных органов. Но поскольку полиция бездействовала на протяжении двух месяцев, то шансы выиграть дело достаточно высоки».-