Венесуэла ввела в обращение новую национальную валюту
Каракас принял радикальные меры для борьбы с гиперинфляциейВенесуэла пошла на экстренные меры, пытаясь спасти свою экономику. В понедельник она деноминировала национальную валюту, убрав со старого боливара пять нулей, а также девальвировала ее на 95% и привязала к государственной криптовалюте. Кроме того, правительство сократит субсидии на топливо и повысит минимальную зарплату в 60 раз.
Годовой темп инфляции в стране превышает 80 000%, и Международный валютный фонд (МВФ) прогнозирует, что он может достичь 1 000 000% к концу года. Цены удваиваются каждые четыре недели, из-за чего жизнь для большинства венесуэльцев стала невыносимо трудной. Многие из них голодают или бегут из страны.
Оппоненты президента Николаса Мадуро призывали провести забастовки и протесты во вторник, когда возобновили работу магазины и финансовые организации. В понедельник у банков был выходной, который правительство использовало, чтобы денежная реформа вступила в силу.
Со вторника в Венесуэле будет введен в обращение новый «суверенный боливар». Самой крупной будет купюра номиналом 500 боливаров, или 50 млн старых боливаров. Это эквивалентно примерно $8 на черном рынке. Усилит замешательство венесуэльцев то, что некоторое время старые боливары продолжат оставаться платежным средством. «Мы понятия не имеем, что произойдет и какими теперь будут цены, – говорит Рамон Суарес, который работает в ресторане. – Возможно, было бы лучше просто закрыть бизнес».
Мадуро заявил, что новый боливар будет привязан к криптовалюте петро, которую его правительство запустило в этом году. По его словам, один петро будет стоить $60, или 3600 новых боливаров. До реформы по официальному курсу один доллар стоил почти 285 000 боливаров. Таким образом, правительство девальвировало национальную валюту примерно на 95%.
Аналитики критикуют план, называя его фарсом. Как они отмечают, петро не торгуется ни на одной признанной торговой платформе, а его эмиссией занимается само правительство. «С тем же успехом [Мадуро] мог привязать валюту к единорогам», – говорит гендиректор инвестбанка Caracas Capital Расс Даллен.
По мнению Стива Хэнке из Университета Джонса Хопкинса в США, гиперинфляция будет сохраняться, пока Каракас не введет валютный совет или не согласится на долларизацию экономики. Но на последнее правительство Мадуро вряд ли согласится, потому что оно винит в экономических проблемах страны Вашингтон.
По данным МВФ, в июле годовой темп инфляции в Венесуэле был равен 83 000%. Таким образом, она побила предыдущий рекорд, который был установлен в Никарагуа в 1991 г. Кроме того, за последние пять лет ВВП Венесуэлы сократился на 47%. Это хуже, чем экономический спад в Перу в начале 1990-х гг. и в Аргентине в начале 2000-х гг.
Большое повышение минимальной зарплаты с менее чем $1 до $30 в месяц с сентября призвано компенсировать рост цен. Но работодатели говорят, что из-за этого им придется сократить число сотрудников. «Как мы можем позволить себе такое повышение зарплаты? – говорит Элизабет Гонсалвес, которая управляет автомобильной парковкой возле небольшого торгового центра. – Сейчас у нас работают 13 человек, и нам придется уменьшить их количество до шести».
Также правительство постепенно сократит субсидии на топливо. До сих пор благодаря им бензин в Венесуэле был практически бесплатным и контрабандисты перепродавали его в Колумбии. По словам Мадуро, это обходится экономике Венесуэлы в $18 млрд в год. Поэтому он намерен повысить цены до международного уровня, а субсидии переводить напрямую в виде бонусов держателям «карт Родины». Правительство ввело эти карты в прошлом году, и теперь они есть примерно у 17 млн венесуэльцев, или более половины населения страны. Но критики утверждают, что таким образом правительство контролирует, чтобы субсидии получали только лояльные ему граждане.
«Порой кажется, что мы танцуем на бочке с порохом, – утверждает пенсионерка Хуана Гонсалес. – В какой-то момент она взорвется».
Перевел Алексей Невельский