Mail.ru Group предложила освободить несправедливо осужденных за посты в сети

Корпорация предлагает изменить закон и правоприменительную практику
Mail.ru Group принадлежат крупнейшие социальные сети «В контакте» и «Одноклассники»
Mail.ru Group принадлежат крупнейшие социальные сети «В контакте» и «Одноклассники» / Евгений Разумный / Ведомости

Корпорация Mail.ru Group предложила освободить несправедливо осужденных за лайки в сети. Об этом сообщается на сайте корпорации.

Поправки, которые ввели уголовное наказание за посты в социальных сетях, приняты в 2014 г. Правозащитники констатируют, что за последний год число наказаний за посты в сети выросло в два раза.

«Мы убеждены, что законодательство и правоприменительная практика должны быть изменены. Считаем необходимой амнистию несправедливо осужденных, отбывающих срок по соответствующим обвинениям, и декриминализацию подобных случаев в будущем», – сказано в сообщении компании.

Во многих регионах России становится популярной практика возбуждения уголовных дел на пользователей за лайки и репосты в социальных сетях, говорится в сообщении Mail.ru Group. Зачастую действия правоохранительных органов явно не соответствуют потенциальной угрозе, а их реакция на записи в комментариях или мемы в ленте оказывается немотивированно жесткой, сообщает корпорация.

В России десятки миллионов людей регулярно пользуются социальными сетями, отмечается в сообщении. Mail.ru Group принадлежат крупнейшие из них – «В контакте» и «Одноклассники». «Мы ежедневно делимся с друзьями мыслями, обсуждаем новости, ставим лайки, выкладываем фото и видео. Возможность обмениваться информацией – самая большая ценность социальных сетей», – заявила корпорация.

За последнее время число обвинительных приговоров по постам в социальных сетях и репостам достигло критической массы, сказал «Ведомостям» осведомленных сотрудник Mail.ru Group. Большинство этих приговоров мало того несправедливы, но еще и абсурдны, говорит он. Сотрудники компании считают, что в будущем просто необходимо предотвратить вынесение незаконных решений суда, а несправедливо осужденных амнистировать, говорит он.

Какие конкретно поправки компания намерена предложить парламентариям и есть ли уже готовые решения, он не раскрывает.

«Мы не предоставляем ответы на запросы, не соответствующие законам. Мы при этом считаем, что текущие законы нуждаются в корректировке и будем вносить соответствующие предложения», - сообщила пресс-служба «В контакте»

Не доводить «до абсурда»

Писатель и депутат Госдумы Сергей Шаргунов 7 июня во время программы «Прямая линия с Владимиром Путиным» обратил внимание президента на то, что в последнее время участились случаи возбуждения уголовных дел за экстремизм там, где состава этого преступления нет. Шаргунов сказал, что «если буквально воспринимать 282-ю статью УК, то некоторым ревнителям надо бы посмертно осудить Пушкина, Толстого, Достоевского, Маяковского, а их сочинения изъять». Путин заявил, что надо определиться с самими понятиями, проанализировать ситуацию и не доводить подобные дела «до абсурда», подчеркнув, что правоприменительная практика должна находиться в поле зрения общественности. Президент попросил Общероссийский народный фронт (ОНФ) подключиться к работе над решением проблемы. В поручении ОНФ сказано, что он вместе с Генпрокуратурой должен проанализировать использование в правоприменительной практике понятий «экстремистское сообщество» и «преступление экстремистской направленности».

В июне Шаргунов и председатель партии «Родина» Алексей Журавлев предложили декриминализировать репосты и внесли в Госдуму законопроекты, отменяющие уголовную ответственность за распространение в интернете высказываний, пропагандирующих ненависть либо вражду, а также унижающих человеческое достоинство. Они предлагают перенести составы из Уголовного кодекса (УК) в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП). Сейчас ст. 282 УК предусматривает наказание до пяти лет лишения свободы за действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды <...> с использованием СМИ или интернета. Депутаты предлагают оставить только наказание до шести лет лишения свободы за те же деяния, совершенные с применением насилия или с использованием служебного положения, а также организованной группой, а в КоАп добавить статью «пропаганда ненависти либо вражды, а равно унижения человеческого достоинства» и ввести штраф от 10 000 до 20 000 руб., обязательные работы до 100 часов или арест до 15 суток, если такие действия были совершены с использованием СМИ или интернета. Правительство дало отрицательный отзыв на законопроекты. Еще в 2016 г. Верховный суд разъяснил, что при решении вопроса о направленности действий лица, разместившего экстремистские материалы в сети интернет либо выразившего свое отношение к такой информации, судам следует учитывать контекст, форму и содержание публикации, а также наличие и содержание комментариев к ней. Собеседник «Ведомостей», близкий к думскому руководству, отмечал, что решение по поправкам Шаргунова будет приниматься осенью.

В июле эксперты ОНФ начали работу над подготовкой доклада для президента и провели первое экспертное совещание. Представители научного и адвокатского сообщества, Генпрокуратуры, МВД, Минюста, Роскомнадзора, Верховного суда и журналисты должны будут подготовить свои предложения до 15 сентября и отправить их в контрольное управление администрации президента. Представители ОНФ заявляли на совещании, что приговоров и решений судов по делам экстремистской направленности нет в открытом доступе, что лишает экспертов возможности самостоятельно анализировать правоприменительную практику. ОНФ предложил правоохранительным органам подумать над предложениями по совершенствованию порядка проведения экспертизы экстремистских материалов, так как именно экспертиза материала – лингвистическая, филологическая – ложится в основу обвинительного заключения по уголовным делам, приговора суда по экстремистским статьям, в особенности по ст. 282 Уголовного кодекса (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства), по которым зачастую и привлекаются граждане за распространение материалов экстремистского толка в интернете.

Проблема действительно есть, отмечает председатель комитета по информационной политике Леонид Левин: «У нас, к сожалению, законодательство только репрессивное и нет административного наказания, несмотря на то что было разъяснение Верховного суда, что нужно разделять репост от репоста и случаи не должны трактоваться одинаково». По его мнению, нужно расширять возможности судопроизводства и не использовать уголовное законодательство там, где оно излишне: «Либерализация законодательства нужна».

Рост более чем в 20 раз

По данным официальной судебной статистики, которую собрала и проанализировала «Агора», с 2013 по 2017 г. количество уголовных дел по ст. 205.2 (Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, публичное оправдание терроризма или пропаганда терроризма) увеличилось более чем в 20 раз, говорится в отчете АГОРЫ. К примеру, в 2016 г. было возбуждено 395 дел по этой статье, в то время как в 2013 г. - 189.

Последние данные судебной статистики охватывают первое полугодие 2017 г., говорится в последнем отчете «Агоры». «В первом полугодии 2016 г. по ст. 282 УК было вынесено 168 приговоров, в том же периоде 2017 г. – уже 20 532», – говорится в отчете «Агоры», данных за 2018 г. пока нет.

В последнее время социальная сеть «В контакте» оказалась под давлением общественности из-за огромного количества уголовных дел из-за публикаций картинок, репостов, говорит руководитель международной правозащитной группы «Агора» Павел Чиков. Он считает, что заявление Mail.ru Group – это попытка защитить репутацию компании.

Благодаря «пакету Яровой» «В контакте» с 1 января 2018 г. действительно обязана предоставлять широкий спектр сведений о пользователях по запросу правоохранительных органов, так как добровольно вошла в перечень организаторов распространения информации, говорит Чиков. При этом остается открытым вопрос о законности предоставления сведений, относящихся к переписке и частной жизни пользователей, поскольку на это требуется решение суда: например, переписка в мессенджерах, в закрытых группах, архив фотографий и т. д. «Закон об информации в нынешней редакции сформулирован таким образом, что не позволяет однозначно установить пределы компетенции силовиков и гарантии защиты неприкосновенности частной жизни», – говорит Чиков.

Прежде у социальной сети была обязанность предоставлять такие запросы следователям или по соответствующему решению суда, говорит Чиков. Оперативникам на подобные запросы социальная сеть вполне могла отказать, пояснил правозащитник.