Эксперты ООН описали работу российских военных инструкторов в Центральной Африке
Они заняты обучением местных силовиков, охраной конвоев и госпиталейРоссийская миссия по военному обучению местного персонала в Центральноафриканской Республике (ЦАР) стала предметом изучения группы экспертов ООН, весьма подробно описавших ее в отчете, отправленном 23 июля 2018 г. на имя председателя Совета Безопасности ООН. Документ опубликован на сайте американской НКО Security Council Report.
30 июля недалеко от городка Сибю к северу от Банги (столица ЦАР) были убиты российские журналисты Орхан Джемаль, Кирилл Радченко и Александр Расторгуев, снимавшие для Центра управления расследованиями Михаила Ходорковского фильм о «российских наемниках». Как сообщил The Bell, россияне хотели снять месторождение золота в окрестностях городка Ндасима, которое собиралась разрабатывать компания Lobaye Invest под охраной Sewa Security Service. Обе компании имеют отношение к предпринимателю Евгению Пригожину, с которым связывают действовавшую в Донбассе и Сирии «частную военную компанию (ЧВК) Вагнера».
Целью экспертов было изучение обстановки в ЦАР в контексте выполнения резолюций Совбеза об эмбарго на поставки оружия в эту страну после разрушительной гражданской войны. Москва, как сообщил МИД России в марте 2018 г., добилась от комитета Совбеза по санкциям 26 декабря 2017 г. разрешения на безвозмездную поставку легкого оружия для силовых структур ЦАР, а также на обучение с помощью пяти военных и 170 гражданских инструкторов местных силовиков в течение года. Программы подготовки персонала местной армии реализует также Евросоюз.
Как говорится в отчете, с 26 января по 7 февраля 2018 г. восемь российских самолетов доставили оружие в Банги – они были разгружены в присутствии военнослужащих миротворческой миссии ООН в ЦАР (MINUSCA), а российская сторона предоставила экспертам ООН подробный отчет о распределении оружия между силовыми структурами и о количестве курсов обучения. С конца марта началось обучение солдат вооруженных сил ЦАР и президентской гвардии на территории учебного объекта в городке Беренга (префектура Лобае), к этому времени в ЦАР вернулась и первая партия военнослужащих, обучавшихся на тренировочной базе в Судане, где их подготовкой также занимались российские инструктора. Руководитель россиян в беседе с экспертами ООН опроверг информацию о планах укомплектовать российским персоналом ближний круг охраны президента ЦАР Фостена-Арканжа Туадеры.
По состоянию на конец июня российские инструктора базировались также в Сибю и Бангасу, где поддерживали подготовленные ими подразделения армии ЦАР. Кроме того, 24 инструктора охраняли подаренный Россией госпиталь в городке Бриа, а еще 20 – в Куада. Конвои с оборудованием для госпиталей тоже сопровождались российскими инструкторами. Эксперты ООН получили информацию и о боестолкновении, в которое были вовлечены инструктора. 10 июня конвой в Бангасу атаковали боевики группировки UPC, ранив двух солдат ЦАР и одного россиянина. При помощи военнослужащих MINUSCA (вместе с которыми российские инструктора нередко совместно охраняют конвои) с боевиками была достигнута договоренность о безопасном проходе конвоев.
Получение концессий на месторождения для оплаты услуг по безопасности – частая практика в Африке и других странах, где идут локальные конфликты, говорит эксперт Центра анализа стратегий и технологий Андрей Фролов.