Доверие россиян к Шойгу и Лаврову упало вслед за рейтингами Путина

Заодно снизилось и недоверие к внесистемным оппозиционерам
Сергей Шойгу (Минобороны) и Сергей Лавров (МИД)
Сергей Шойгу (Минобороны) и Сергей Лавров (МИД) / Евгений Разумный / Ведомости

Рейтинги доверия самых популярных российских министров – Сергея Шойгу (Минобороны) и Сергея Лаврова (МИД) – резко снизились за последние полгода, следует из данных «Левада-центра». Вслед за падением уровня доверия к президенту Владимиру Путину (с 60 до 48%) и премьеру Дмитрию Медведеву (с 12 до 9%), вызванным объявлением о повышении пенсионного возраста, доверие теряют и министры, не причастные к этой реформе: рейтинг доверия к Шойгу снизился с 31 до 19%, к Лаврову – с 25 до 14%.

В то же время антирейтинги оппозиционных политиков уменьшились почти вдвое: уровень недоверия к Алексею Навальному – с 13 до 6%, к Ксении Собчак – с 30 до 15%. Снизился и уровень недоверия к либеральным системным политикам – председателю правления «Роснано» Анатолию Чубайсу (с 10 до 3%) и главе Счетной палаты Алексею Кудрину (с 4 до 3%). Сильнее всего антирейтинг с января вырос у Медведева – с 15 до 30%, у Путина рост тоже почти двукратный – с 6 до 11%.

Существенное снижение доверия к Шойгу и Лаврову связано с усталостью «от идеологической накачки населения» – на фоне угроз, связанных с пенсионной реформой, есть рост раздражения от продолжения внешнеполитической кампании, поясняет директор «Левада-центра» Лев Гудков: «Произошел переброс раздражения – денег на пенсии не хватает, а вы ввязываетесь во внешнеполитические авантюры. Здесь явно этот эффект, поскольку слишком сильное падение, и оно касается самых популярных министров». Но уровень доверия вновь поднимется, как только начнутся новые конфликты, считает социолог. Снижение же антирейтингов оппозиционеров связано с тем, что за последние полгода они ушли из повестки, добавляет социолог: «Навального не показывают по телевидению даже в негативном контексте, к тому же он был под административным арестом. Собчак, по сути, ушла из политики после президентской кампании».

Все российские рейтинги являются производными от упоминания персон в СМИ, если президенту и премьеру внимание уделяется постоянно, то министрам вроде Лаврова или Шойгу – от случая к случаю, отмечает политолог Григорий Голосов: «Когда их упоминают в СМИ часто, то у них повышается узнаваемость, а поскольку о них всегда говорят в положительном ключе, то возрастает и уровень доверия. Активная внешняя политика России и действия за рубежом, прежде всего в Сирии, привлекали к ним позитивное внимание. Когда же триумфалистский шум по поводу внешнеполитических успехов и побед в Сирии поутих, внимания стало меньше: даже если их показывают по телевизору, то люди не обращают на это такого внимания, как раньше, поскольку ничего победоносного они теперь не говорят». Антирейтинги же являются искусственным конструктом, считает Голосов: «Чтобы испытывать недоверие к кому-то, нужно знать человека. Поэтому антирейтинг является свидетельством того, что человек находится в медийной повестке дня. Если он в связи с окончанием избирательной кампании из этой повестки выпадает, как это произошло с Собчак, то и антирейтинг снижается».