Дума примет законопроекты об участии аппаратов судов в примирении сторон
Юристы сомневаются, что судебные клерки с этим справятсяВ среду Дума примет внесенный Верховным судом пакет из четырех законопроектов по реформе процессуального законодательства и совершенствованию примирительных судебных процедур. Законопроекты внедряют элементы электронного правосудия, а два документа посвящены возможности участия судей и аппарата суда в примирительных процедурах. Ранее 23 мая Дума одобрила в первом чтении три президентских законопроекта, направленных на повышение открытости и прозрачности судебной системы.
Согласно пакету поправок, который будет принят в первом чтении в среду, в судах появится специальный судебный примиритель, который должен будет помогать сторонам найти компромисс, например, по заключению мирового соглашения. Мера вводится в качестве дополнительной к уже существующей медиации (разрешение конфликта с помощью посредника). Новшества должны распространиться на арбитражные, гражданские дела и те, которые рассматриваются по правилам Кодекса административного судопроизводства. Закон о медиации действует с 2011 г., но до сих пор примирительные процедуры почти не используются, отмечается в пояснительной записке к законопроектам. О расширении его применения президента просил бизнес в прошлом году и он дал такое поручение, отмечается в документе. Но в марте правительство раскритиковало идею: в отзыве говорилось, что нововведения потребуют дополнительных средств из бюджета, а функции примирения сейчас выполняют медиаторы.
Профильный думский комитет поддержал законопроект о примирителях и согласился с правительством, что он потребует расходов, ко второму чтению проект доработают. В соответствии с законопроектом к работе судебных примирителей предлагается привлекать работников аппарата суда, имеющих высшее юридическое образование и стаж работы в области юриспруденции не менее пяти лет, и судей в отставке, сказано в тексте заключения комитета. Однако, по мнению комитета, наделение работников аппарата суда статусом судебного примирителя не соответствует ряду положений закона «О судебной системе» – аппарат обеспечивает работу суда, а не участвует в урегулировании споров сторон. «Сама по себе тема очень важная, наши суды страшно перегружены, и отчасти эту проблему можно разрешить медиацией», – считает управляющий партнер «Кульков, Колотилов и партнеры» Максим Кульков. По сравнению с Западом процент дел, который разрешается таким способом, очень низкий: там – 80%, а в России ниже 0,5%, объясняет юрист. Тема важная, но то, каким образом ее хочет решить Верховный суд, не совсем правильно. Привлекать работников аппарата нет смысла – это судебные клерки, у них нет необходимых навыков, привлекать бывших судей даже хуже – у них психотип разрешать дела и приказывать, а в медиации надо быть гибким, разъясняет Кульков. И, конечно, непонятно, как выполнять законопроект, если нет бюджетного финансирования, соглашается он: «В большинстве западных стран стороны сами должны за это платить».