Чем выборы Собянина будут похожи на выборы Путина

«Ведомости» узнали сценарий кампании – высокая явка, соперник-бизнесмен и карнавализация выборов
В кампании по переизбранию мэра Москвы Сергея Собянина на новый срок уже обнаружилось немало сходства с недавними выборами президента
В кампании по переизбранию мэра Москвы Сергея Собянина на новый срок уже обнаружилось немало сходства с недавними выборами президента / MAXIM SHIPENKOV / EPA

В понедельник началось выдвижение кандидатов в мэры Москвы на выборах 9 сентября. Как выяснили «Ведомости», в кампании Сергея Собянина будет много общего с выборами Владимира Путина.

Борьба за явку

Главным сходством между двумя кампаниями станет борьба за явку: московские власти рассчитывают, что она будет на уровне 60%, рассказали «Ведомостям» два человека, близких к мэрии (на прошлых выборах мэра в 2013 г. явка составила 32%). Первым объектом особого внимания стали дачники. Сначала Мосгордума по инициативе мэра Собянина продлила время голосования с 20.00 до 22.00, чтобы на участки попали те, кто в воскресенье возвращается с дач. Затем депутаты позаботились о москвичах, которые останутся за городом: им в рамках системы «Мобильный избиратель» предложат голосовать на спецучастках в Подмосковье и других регионах. На выборах президента «Мобильный избиратель» позволил проголосовать по месту нахождения 4,8 млн россиян, явка по России составила 67,5%, в Москве – почти 60%.

Другой составляющей борьбы за явку станет мощная кампания по информированию избирателей, аналогичная организованной Центризбиркомом РФ перед выборами 18 марта. ЦИК потратил на нее почти 700 млн руб., Мосгоризбирком объявил на сайте госзакупок конкурс на 86 млн. Его победитель должен будет разработать материалы для общественного транспорта, открытки – приглашения на выборы, наклейки, ручки, магниты, значки, буклеты «Голосовать легко». В поездах метро уже установлены экраны, транслирующие спецверсию телеканала «Москва 24» с рассказами об успехах Москвы при Собянине. Информационным обеспечением кампании занимается «ИМА-консалтинг», говорили ранее «Ведомостям» два человека, близких к мэрии, на мэрию также работает целый пул политтехнологов.

По данным «Левада-центра», прийти на выборы сейчас готовы 54% москвичей (в июле 2013 г. таковых было 44%). В 2013 г. явку «сушили» и это сработало против Собянина – Алексей Навальный смог мобилизовать своих избирателей, напоминает человек, близкий к администрации президента: «Сейчас явка в 40% будет хорошей, в 50% – отличной». Впрочем, другой собеседник, близкий к администрации, говорит, что в Москве сильно поднимать явку нельзя, это создает угрозу протестного голосования: «Собянину достаточно получить больше, чем в 2013 г., можно даже при той же явке». За счет «Мобильного избирателя» явку удастся увеличить лишь на несколько процентов, но не радикально, говорит еще один собеседник, близкий к мэрии. Окончательный сценарий кампании будет согласован после новых назначений в администрации президента, добавляет он.

Карнавализация выборов

Сходство проявляется и в более мелких деталях. Так, Собянин, как и Путин, планирует пойти на выборы самовыдвиженцем, говорили ранее собеседники «Ведомостей». Путин объявил о выдвижении на встрече с рабочими ГАЗа, а незадолго до этого встречался с волонтерами. Собянин тоже обращался к москвичам с активной жизненной позицией, заявив о выдвижении на праздновании дня рождения проекта «Активный гражданин» в Парке Горького. За участие в президентских выборах россиян агитировали в соцсетях знаменитости вроде Дмитрия Маликова и Ольги Бузовой, размещая фотографии с хештегом #выборытамгдеты и #выбирайсердцем. За Собянина агитируют с хештегом #засобянина и #моямосква тот же Маликов, Рената Литвинова, Максим Галкин. К выборам президента в интернете разместили неоднозначные ролики вроде «Гея на передержке», а к началу мэрской кампании там появились ролики про Москву – «любовницу Собянина». Число доверенных лиц кандидата в мэры недавно было увеличено со 100 до 500 человек – почти как у кандидата в президенты (600) – и, по словам одного из собеседников, близких к мэрии, ими станут многие из тех, кто уже агитирует за Собянина.

Двое собеседников, близких к мэрии, прямо говорят, что в качестве образца для мэрской кампании используются в том числе выборы 18 марта. Кампания мэра копирует президентскую, соглашается человек, близкий к администрации президента: будет «куча конкурсов и всякой движухи». Выборы нужно упаковать в красивую обертку, чтобы минимизировать все вопросы к ним, добавляет еще один близкий к администрации человек: «Главное – создание фона и атмосферы, чтобы соблюсти приличия. Поэтому будут устраивать различные мероприятия, чтобы осовременить образ Собянина и мэрии, привлечь голоса молодежи, женщин, людей среднего возраста, чтобы потом можно было сказать, что благодаря этому получился такой результат».

Подписи от мэрии

Для регистрации все кандидаты должны преодолеть муниципальный фильтр, получив подписи 110 муниципальных депутатов в 110 районах. Такие ресурсы есть только у «Единой России», т. е. список кандидатов зависит от того, кому единороссы (а значит, мэрия) дадут необходимые подписи.

Пока сценарий не предполагает допуска внесистемных оппозиционеров – экс-депутата Госдумы Дмитрия Гудкова и главы муниципалитета Красносельский Ильи Яшина, говорят два собеседника, близкий к мэрии Москвы и близкий к администрации президента. Еще один человек, близкий к мэрии, указывает, что вариант с допуском Яшина обсуждался. В 2013 г. мэрия помогла Навальному собрать подписи, в итоге Собянин получил 51% голосов, а Навальный – 27%. По данным «Левада-центра», сейчас за Собянина проголосовали бы 34% москвичей, за Яшина и Гудкова – меньше 1%. По словам Гудкова, он слышал, что мэрия не хочет допускать его до выборов. Яшин удивлен тем, что его как главу муниципалитета могут не допустить к участию в выборах.

По словам близкого к мэрии человека, пока предполагается выдвижение экс-депутата Госдумы и Мосгордумы Вадима Кумина (КПРФ), депутата Госдумы Михаила Дегтярева (ЛДПР) и главы муниципального округа Таганский Ильи Свиридова («Справедливая Россия»). От демократов обсуждалось выдвижение либо блогера Ильи Варламова, либо яблочников Сергея Митрохина или Елены Русаковой. Варламов уже заявил, что не пойдет на выборы, а Митрохин участвует в партийных праймериз – поддержать его призвал основатель партии Григорий Явлинский.

О намерении баллотироваться заявил и журналист Антон Красовский, работавший на выборах президента в штабе Ксении Собчак. Человек, близкий к администрации, говорит, что его кандидатура возникла в управлении президента по внутренней политике. «Единороссов могут заставить собирать Красовскому подписи, но окончательно вопрос не решен», – добавляет человек, близкий к администрации. Собеседник, близкий к мэрии, отмечает, что там склоняются к тому, чтобы помочь Красовскому с подписями. Сам Красовский уверяет, что ни с кем из администрации и мэрии свое выдвижение не согласовывал.

Обсуждается в мэрии и участие в выборах депутата Мосгордумы, председателя совета директоров «СУ-155» Михаила Балакина, говорят два человека, близких к мэрии. «СУ-155» стала первой крупной кампанией, объекты которой пришлось достраивать государству, когда более 49 000 покупателей в 14 регионах рисковали остаться без квартир. В итоге обязательства «СУ-155» фактически взяла на себя «дочка» АИЖК (сейчас – «Дом.РФ») – банк «Российский капитал». «Балакин сможет выгодно оттенять Собянина и сыграть роль антигероя», – поясняет человек, близкий к администрации. Телефон приемной Балакина в Мосгордуме в понедельник не отвечал.

Пресс-секретарь мэра Москвы Гульнара Пенькова на вопросы «Ведомостей» о предвыборной кампании Собянина не ответила.

Мобилизация лояльных

Явка зависит от иерархии выборов, на президентских она самая высокая, на выборах губернаторов – ниже в силу традиций, напоминает руководитель экспертного совета близкого к Кремлю ЭИСИ Глеб Кузнецов: «После президентских выборов все хотят, чтобы их избирали с максимальной явкой. Поэтому логично, что кампанию будут делать похожей на президентскую». Главная проблема кампании в Москве – уверенность избирателей в победе Собянина, считает политолог Дмитрий Орлов: «Главная задача политтехнологов – создать различные мотивации для вовлечения в кампанию значительных групп населения».

«Власти страхуются от того, что «спящие» лоялисты не придут на выборы, как это было в 2013 г.», – сказал политолог Александр Пожалов. Сейчас Собянин ведет публичную кампанию, а не просто говорит о текущей работе, как в 2013 г., отмечает эксперт: «Его действия адресованы конкретным группам, которые должны увидеть, что мэр будет решать их проблемы: улучшение садовой инфраструктуры – дачникам, помощь в установке шлагбаумов в спальных районах – тем, кто жалуется на дефицит парковок».

Собянин должен доказать себе и президенту, что он избираемый политик, учитывая, что позиция мэра, скорее всего, не последняя в его карьере, считает эксперт Московского центра Карнеги Андрей Колесников: «Он не может не быть амбициозным, поэтому ему надо победить по-настоящему. Хотя конкуренции нет, а москвичи, как и вся страна, готовы голосовать за человека от власти. Допустить Яшина или Гудкова до выборов было бы хорошо [для власти], они менее узнаваемы и агрессивны, чем Навальный, и не могли бы составить такую конкуренцию».

В кампании по переизбранию мэра Москвы Сергея Собянина на новый срок уже обнаружилось немало сходства с недавними выборами президента