Народный фронт настраивается на плотную работу с правительством
Его создателю, президенту Путину, ОНФ больше не нужен, полагает экспертЦентральный штаб Общероссийского народного фронта (ОНФ) в четверг подвел итоги общественного мониторинга исполнения старых майских указов и обсудил, как следить за реализацией нового. На заседании присутствовали первый замруководителя администрации президента Сергей Кириенко, начальник управления по внутренней политике Андрей Ярин, вице-премьер по социальной политике Татьяна Голикова, руководитель аппарата правительства Константин Чуйченко, новый председатель Счетной палаты Алексей Кудрин.
По подсчетам экспертов ОНФ, исполнено лишь 78% поручений президента в развитие майских указов 2012 г. Чтобы этого не случилось с указом 2018 г., ОНФ будет направлять в правительство предложения по его исполнению, куда войдут рекомендации обычных граждан, сообщила зампред Госдумы, сопредседатель штаба Ольга Тимофеева. Кроме того, ОНФ подпишет соглашение об обмене информацией и консультативной помощи со Счетной палатой и перейдет к новым формам работы с правительством: эксперты фронта будут не только оценивать доклады кабинета об исполнении поручений президента и рекомендовать снять или оставить их на контроле, но и заранее направлять свои предложения, обсуждая их с активистами по всей стране и обычными гражданами. Будет переформатирована и экспертная работа: вместо пяти рабочих групп создадут 12 тематических площадок, соответствующих семи нацпроектам и пяти нацпрограммам из указа. О необходимости сотрудничать с ОНФ как одной из наиболее массовых общественных организаций Владимир Путин говорил в субботу на первой встрече с новым правительством.
Первая важнейшая задача ОНФ – доработка механизмов для того, чтобы люди могли высказать свое мнение, заявил Кириенко: «Вопрос не в том, дошли деньги или не дошли, отремонтированы площадки или нет. Деньги-то освоены и вроде даже по-целевому, но то, ради чего это делалось – чтобы люди почувствовали изменение качества среды и свое влияние на принимаемое решение, – эта цель не достигнута. Вот это, наверное, важнейшая вещь». Чиновник также посетовал, что уровень взаимодействия местных отделений ОНФ с администрациями в регионах далеко не всегда такой же, как на федеральном уровне.
«Восприятие ОНФ с годами изменилось. Замах был на рубль, дел оказалось на копейку, результат скромнее ожиданий», – считает политолог Константин Калачев. Польза в том, что у лояльных граждан формируется представление об общественном контроле, а нелояльным что ни говори, все равно не поверят, говорит эксперт: «ОНФ вполне успешно работает в формате мониторинга исполнения указов и поручений президента: кто-то ждал большего, но это его проблемы, опричниной ОНФ не стал».
Главное политическое событие – выборы президента – прошло и ОНФ там никак не использовался, напоминает политолог Аббас Галлямов: это показатель того, что сама бюрократическая система отторгает ОНФ; когда нужен реальный результат, он не используется. Это говорит о том, что ОНФ – мертворожденная структура, но ее надо как-то пристроить: с политической точки зрения закрыть ее – значит, подставиться под критику оппозиции, которая скажет, что все, что власть пиарит и делает, не имеет смысла, объясняет эксперт. «Поэтому фронт – как чемодан без ручки, и президент переложил взаимодействие с ним на правительство. Не сомневаюсь, что Путин хотел бы, чтобы у него были независимые общественники. Но в рамках авторитарного режима нет места независимым от бюрократии общественникам – в ОНФ лояльные люди, не способные на самостоятельные действия. Если бы там были люди, бунтующие сейчас в Волоколамске, тогда все было бы по-другому», – заключает Галлямов.