Борис Титов доложит президенту о 284 проблемах предпринимателей

Одной из главных тем доклада традиционно станет уголовное давление на бизнес
С 2012 г. число возбужденных уголовных дел выросло более чем в 2 раза, при этом число приговоров – всего на 16%.
С 2012 г. число возбужденных уголовных дел выросло более чем в 2 раза, при этом число приговоров – всего на 16%. / Максим Стулов / Ведомости

Уполномоченный при президенте по защите прав предпринимателей Борис Титов предложит Владимир Путину создать единый государственный реестр уголовных дел, передать расследование всех экономических преступлений одному правоохранительному органу и запретить возбуждение уголовных дел по нарушениям, связанным с неисполнением гражданско-правовых сделок, если они не признаны судом недействительными, мнимыми или притворными. Такие инициативы, как рассказал в понедельник журналистам сам бизнес-омбудсмен, содержатся в его ежегодном докладе президенту, который, как ожидается, на этой неделе будет передан главе государства.

В доклад вошло описание 284 системных проблем, препятствующих развитию бизнеса в России, и около 600 предложений по их решению. Руководитель экспертного центра при уполномоченном Анастасия Алехнович говорит, что часть вопросов повторяется, так как правительство не смогло обозначить подходов к решению названных в предыдущем докладе проблем. Давление правоохранительных органов на бизнес – традиционно одна из самых больных тем. Количество дел, возбужденных против предпринимателей, продолжает расти (в 2017 г. их было 241 397), до суда по-прежнему доходит не более 20%. В 2015 г. президент с возмущением говорил об этом в своем послании Федеральному собранию, напоминает бизнес-омбудсмен, но с тех пор почти ничего не изменилось.

Решением проблемы может стать реформирование системы статистического учета и уголовного документооборота, считает Титов. Он предлагает заносить все сообщения о преступлениях, данные о принятых процессуальных решениях, движении уголовного производства и т. п. в Единый государственный реестр – по аналогии с тем, как сейчас работает единый реестр проверок. Электронная форма реестра снижает риски потери или фальсификации уголовных дел, исключает волокиту при расследованиях, снижает финансовые затраты на ведение бумажных уголовных дел, а также решает проблему непрозрачного статистического учета, превращая информацию в активный инструмент управления государственной уголовной политикой, отмечается в докладе уполномоченного, с которым удалось ознакомиться «Ведомостям».

В документе также отмечается, что после изменения порядка возбуждения дел по налоговым преступлениям из года в год растет число возбужденных по соответствующим статьям уголовных дел. С 2012 г. число возбужденных уголовных дел выросло более чем в 2 раза, при этом число приговоров – всего на 16%. Законодательством предусмотрено, что прекращение уголовных дел по налоговым статьям на этапе следствия возможно в случае возмещения недоимки. В результате возбуждение уголовных дел по налоговым делам стало инструментом давления на предпринимателя, подчеркивается в докладе. Поэтому необходимо изменить порядок возбуждения уголовных дел по налоговым правонарушениям, предусмотрев возможность возбуждения уголовных дел после вступления в силу решения налоговых органов либо решения суда, настаивает бизнес-омбудсмен.

Также, по мнению Титова, следует запретить возбуждение уголовных дел по нарушениям, основанным на неисполнении гражданско-правовых сделок, совершенных в письменной форме и не признанных судом недействительными, мнимыми или притворными. Необходимо также отказаться от наказания в виде лишения свободы за ненасильственные преступления в сфере экономики – более целесообразным в таких случаях наказанием является штраф, кратный сумме ущерба. Кроме того, следует ввести в уголовно-процессуальное законодательство понятие «эскроу-счета» – как меры по обеспечению гражданских исков и исполнения наказания в виде штрафа. Перевод на такой счет должен не допускать приостановление операций по счетам организации и ареста подозреваемого предпринимателя.

В прокуратуре отмечают, что фактически единый государственный реестр учета преступлений уже существует. «Отрадно видеть, что мы с бизнесом думаем в одном направлении», – говорит официальный представитель Генпрокуратуры Александр Куренной. Он напоминает, что в надзорном ведомстве завершается работа над созданием Государственной автоматизированной системы правовой статистики (ГАС ПС), которая позволит сформировать единый массив данных, обеспечивающий электронный учет с момента регистрации сообщения о преступлении. Прозрачная система учета исключит возможность злоупотреблений и искажения статистики. «Сейчас система проходит тестирование в регионах, и мы надеемся, что она заработает в ближайшее время», – сказал Куренной.

Адвокат Вадим Клювгант отмечает, что идея запретить возбуждать уголовные дела в связи с неисполнением гражданско-правовых сделок, если они не признаны недействительными судом, не нова: она вошла в перечень мер, предусмотренный концепцией модернизации уголовного законодательства, которую еще в 2009–2010 гг., при президенте Дмитрии Медведеве, разработала группа экспертов. Он считает, что такая мера может оказаться полезной – если, конечно, будет достаточно качественно сформулирована, а власть продемонстрирует наличие политической воли, достаточной для того, чтобы норма не осталась декларацией. Клювгант отмечает, что подобные меры обычно вызывают активное и глубоко эшелонированное противодействие со стороны правоприменителей – например, следствие и суд до сих пор игнорируют запрет на аресты предпринимателей, несмотря на многочисленные разъяснения, в том числе со стороны Верховного суда. Однако это вовсе не значит, что все бессмысленно и делать ничего не следует – напротив, к этой работе необходимо приложить максимум усилий, настаивает эксперт.

С 2012 г. число возбужденных уголовных дел выросло более чем в 2 раза, при этом число приговоров – всего на 16%.