Депутаты стали вносить в Госдуму меньше экзотических законопроектов
Но некоторые по-прежнему ищут способ напомнить о себеС начала работы избранной в 2016 г. Госдумы в экспертные советы, созданные при фракции «Единая Россия» для отбора качественных инициатив, поступило около 500 законопроектов, но внесено в нижнюю палату в итоге было только около 100, рассказал «Ведомостям» сотрудник аппарата фракции единороссов. Около 400 законопроектов были проработаны на уровне экспертно-консультативных советов: их создано 12 по всем возможным направлениям, от финансового рынка до государственных закупок. Нет своего совета только у законопроектов, касающихся конституционного законодательства, – они попадают сразу на рассмотрение главного координационного совета, которым руководит заместитель председателя фракции Андрей Исаев. Этот совет рассмотрел около 150 инициатив из 500 поступивших. По отклоненным законопроектам точной статистики нет, добавляет думский аппаратчик: какие-то проекты снимаются, какие-то возвращаются авторам на доработку и затем вносятся заново.
Экспертные советы – коллегиальные органы, созданные для «общественного обсуждения» инициатив, прохождение через них законопроектов не является обязательным, но именно там формируются приоритетные проекты единороссов, которым рекомендовано вносить все свои инициативы через эти советы. Правда, рекомендации выполняют не все. Недавняя нашумевшая инициатива единоросса Сергея Вострецова (избран по одномандатному округу в Санкт-Петербурге) предлагала вернуть для студентов-бюджетников обязательное распределение. Как объяснил «Ведомостям» лидер фракции Сергей Неверов, проект не был проработан предварительно ни с советами, ни с другими заинтересованными сторонами. «Неоднократно говорилось: инициативы, которые не обсуждались на советах, не имеют перспектив для принятия», – подчеркивает Неверов. Хотя юридически каждый депутат обладает правом законодательной инициативы, оговаривается он. Помощник Вострецова рассказал «Ведомостям», что депутат знает про существование советов и отправил туда проект, но одновременно внес его и в Госдуму.
«Люди пытаются таким образом периодически о себе напоминать. Вот сидит депутат, перестал мелькать у себя в регионе, вдруг у него где-то что-то бабахнуло – и он внес странный законопроект», – говорит депутат, близкий к руководству фракции. С Вострецовым «разговаривали раз пять», знает он. Раньше, по его словам, было много подобных инициатив, но сейчас их стало меньше даже от Евгения Федорова и Виталия Милонова (оба – авторы ряда заведомо непроходных, но очень резонансных законопроектов). В итоге стало гораздо проще работать комитетам – шлака становится меньше, законодательные завалы разгружаются, рассуждает другой депутат-единоросс. При этом, конечно, через советы не проходят важные политические инициативы с зеленым коридором вроде законопроекта о контрсанкциях, отмечает он.
За себя и за того парня
С законопроектом об ответных санкциях против США и других недружественных стран случилась необычная история, рассказал «Ведомостям» собеседник в Госдуме. По его словам, формально этот документ был внесен в нижнюю палату руководителями всех думских фракций и председателем Госдумы Вячеславом Володиным, но в Думу его прислали от вице-премьера Игоря Шувалова по команде руководителя президентской администрации Антона Вайно. Поэтому сейчас Госдуме придется фактически исправлять ошибки правительства и приводить эту законодательную инициативу в нормальный вид, считает собеседник. В администрации президента «Ведомостям» ранее говорили, что законопроект о контрсанкциях был согласован «на самом высоком уровне», в том числе с председателем правительства Дмитрием Медведевым и Вайно.
Парламентов, в которых нет странных депутатов и странных законопроектов, не существует, отмечает политолог Константин Калачев. «Минимизировать это можно, побороть совсем вряд ли. Это же признак демократичности законодательного органа», – говорит он. Экспертные советы задумывались не как жесткий фильтр, а как способ раннего информирования руководства фракции об инициативах и площадка для их доводки, считает политолог Александр Пожалов. Часть одномандатников все равно действуют в интересах своих регионов, а тот же Вострецов вообще лидер Трудовой партии со своей повесткой и как-то ограничивать свободу их законотворчества излишне, уверен эксперт. Советы должны также помогать в сопровождении предложений региональных парламентов и проектов, вызывающих резонанс в регионах, таких как взволновавший Татарстан проект о добровольном изучении национальных языков, добавляет Пожалов: этим, по его мнению, мог бы заняться внутрипартийный совет фракции под руководством Неверова.