Федеральная палата адвокатов выступила за тайну переписки адвоката с подзащитным
Читать переписку с защитником администрация СИЗО должна только по решению судаЗаконопроект о конфиденциальности общения адвокатов и их подзащитных в СИЗО подготовлен Федеральной палатой адвокатов (ФПА). Согласно поправкам, с которыми удалось познакомиться «Ведомостям», адвокаты и их подзащитные могут получить право свободно обмениваться записями и документами. Тюремная администрация и другие лица могут получить доступ к таким документам только по решению суда и «при наличии доказательств, что реализуемые адвокатом и его доверителем права угрожают безопасности учреждения содержания под стражей или других лиц либо носят иной преступный характер». Закон также предлагается дополнить нормами о том, что переписка подозреваемых и обвиняемых с защитником не подлежит цензуре: письма адвокату и от адвоката заключенному должны передаваться не позднее чем через день – и в запечатанном конверте, вскрывать который также можно будет лишь по решению суда.
Авторы законопроекта отмечают, что действующий закон не предполагает для подозреваемого, находящегося под стражей, и его защитника возможности обмена документами – и это ограничивает конституционное право подозреваемого на получение квалифицированной юридической помощи.
Поводом для разработки поправок стало дело адвоката Ольги Динзе, которая отказалась передать сотрудникам администрации следственного изолятора «Лефортово» тетрадь с заметками, сделанными ее подзащитным Акрамом Азимовым (его подозревают в пособничестве при подготовке теракта в метро в Санкт-Петербурге). Минюст добивался ее дисквалификации, но совет адвокатской палаты Москвы ограничился предупреждением. «Дело Динзе наглядно продемонстрировало нам необходимость попытаться законодательно разрешить проблему», – сказал «Ведомостям» президент ФПА Юрий Пилипенко. По его словам, законопроект будет предложен правительству.
Защищавший Динзе адвокат международной «Агоры» Рамиль Ахметгалиев говорит, что его подзащитная не будет оспаривать решение адвокатской палаты Москвы о предупреждении, так как уже достигнута основная задача, которую они ставили перед собой в этом деле: привлечь внимание корпорации к нарушению прав граждан на конфиденциальное общение со своим доверителем. Дело очень активно обсуждалось в адвокатском сообществе, а президент столичной палаты Генри Резник даже выступил по этому поводу в «Адвокатской газете», вспоминает Ахметгалиев. В результате дело сдвинулось с мертвой точки, радуется адвокат.