Россияне отсудили у государства через Страсбургский суд 14,6 млн евро

Это четверть всех присужденных ЕСПЧ компенсаций в 2017 году
В ЕСПЧ есть незавершенные дела, в том числе по жалобам Алексея Навального и Петра Офицерова на  дело «Кировлеса»
В ЕСПЧ есть незавершенные дела, в том числе по жалобам Алексея Навального и Петра Офицерова на дело «Кировлеса» / Jean-Francois Badias / AP

Россия стала лидером среди стран – членов Совета Европы по сумме компенсаций, присужденных в прошлом году Европейским судом по правам человека (ЕСПЧ): она составляет 14,6 млн евро, или почти четверть от общей суммы всех компенсаций, которая составила почти 60,4 млн евро, следует из вышедшего в среду отчета комитета министров Совета Европы (КМСЕ). Следом по объему присужденных выплат идут Италия (12,5 млн евро) и Турция (11,6 млн евро).

Россия лидирует и среди государств, не отчитавшихся в срок о выплате компенсаций: к концу 2017 г. в КМСЕ не поступила информация о выплате по 493 искам (в 2016 г. их было всего 198). Из этих 493 случаев в 230 информация об оплате не поступала в течение более чем шести месяцев после установленного срока (их количество выросло с 2016 г. почти в 5 раз) и только по 60 делам Россия уложилась в срок. Решения ЕСПЧ, переданные КМСЕ для надзора за их исполнением, делятся на ведущие (если выявляются новые проблемы, требующие системного решения) и повторные – они касаются вопросов, которые уже поднимались. В России обнаружилось больше всего как новых системных проблем (их было 19), так и повторяющихся нарушений (351). А вот по количеству закрытых дел – когда КМСЕ приходит к выводу о том, что страна приняла все меры для исполнения решения, – Россия (254 дела) уступила Италии и Венгрии (2001 и 269 дел соответственно).

КМСЕ отметил прогресс России в областях, связанных с выдворением иностранцев, задержаниями и условиями содержания под стражей, сроками следствия и суда, свободой выражения мнения. Но приводит перечень основных незавершенных дел – в их числе решения по делам о запрете гей-парадов и о праве голоса для заключенных, об отсутствии эффективного расследования по делу «Норд-оста», по жалобам Алексея Навального и Петра Офицерова на дело «Кировлеса», по делу судьи Мосгорсуда Ольги Кудешкиной, делу ЮКОСа и жалобе Романа Захарова на систему тайного перехвата мобильных переговоров.

Руководитель аппарата уполномоченного России в ЕСПЧ Андрей Федоров объясняет задержки с уведомлением о выплатах компенсаций сложной процедурой перевода денег. Они не заложены в бюджет ведомства, поэтому сначала Минюст должен уведомить Минфин о наличии обязательств, а тот – перевести деньги на счет, только потом они поступают на счет заявителя и Минюст отправляет отчет в КМСЕ. Уведомления могут приходить с задержкой, но 99,9% всех платежей поступают по назначению – в прошлом году правительство даже увеличило бюджетный резерв на эти цели, говорит Федоров. Что касается списка основных неисполненных дел, то во многом его появление – следствие разных подходов к тому, что следует считать разрешением проблемы, объясняет Федоров, так, дело «Кировлеса» по решению ЕСПЧ пересмотрено, а дело ЮКОСа для нас закрыто. Российские власти также убеждены, что обеспечили дифференциацию в подходах к вопросам голосования заключенных (оно доступно для обитателей колоний-поселений), а если КМСЕ считает иначе, то это в любом случае уже не спор с судом, а разногласия между чиновниками.