Путин отчитался о финансировании своей предвыборной кампании
На сбор подписей он потратил меньше, чем конкурентыИзбранный президент Владимир Путин потратил на агитацию по телевидению и радио 158,9 млн руб. – более трети от общего объема своего предвыборного фонда, который составил 400 млн руб. Это следует из его итогового финансового отчета, опубликованного на сайте ЦИК. Еще 108,8 млн руб. было потрачено на печатные и «аудиовизуальные» материалы. Предвыборная агитация в сетевых СМИ обошлась всего в 1,6 млн руб. Организация подписей избирателей (как самовыдвиженцу, Путину пришлось собирать 300 000 подписей – в три раза больше, чем всем остальным) обошлась президенту в 24,3 млн руб., а проведение мероприятий – в 70,5 млн руб. Консультанты заработали 3,4 млн руб. Неизрасходованный остаток составил 171 049 руб. – они будут возвращены жертвователям.
Пресс-секретарь бывшего штаба Путина Андрей Кондрашов не смог сказать, какие именно мероприятия обошлись Путину в 70 млн руб. Известно как минимум о двух публичных мероприятиях, которые организовывал штаб кандидата: о встрече с доверенными лицами в Гостином дворе 30 января и митинге в поддержку Путина в Лужниках 3 марта. Кроме того, в регионах активно выступали доверенные лица кандидата.
Из отчета трудно понять, о каком количестве подписей идет речь (в ЦИК было сдано около 300 000 автографов, но штаб объявлял о сборе 1,6 млн) и оплачивали ли при этом услуги организации «Волонтеры Победы», говорит сопредседатель «Яблока» Николай Рыбаков. Он напоминает, что, по данным движения «Голос», эта работа велась фактически за казенный счет: волонтерское движение получало господдержку, сбор подписей шел в помещениях бюджетных учреждений. Сами «Волонтеры Победы» впоследствии объявили, что сбор подписей был исключительно личной инициативой активистов. В любом случае на сбор 300 000 подписей Путин потратил меньше, чем Явлинский на сбор 100 000, констатирует Рыбаков, при использовании административного ресурса такое возможно. В «Яблоке» продолжают работать над финансовым отчетом, но, по предварительным данным, на сбор подписей потрачено 20–30 млн руб.
Расходы КПРФ вдвое меньше, чем у президента, говорит коммунист Юрий Афонин. Кто сколько потратил – не очень важно, добавляет он: «Понятно, что у нас нет таких ресурсов, как у президента: федеральное телевидение его крутило бесплатно и так круглыми сутками, а против Грудинина шла такая пропаганда, что никаких денег не хватило бы купить себе столько эфиров».
Финансовый отчет достаточно точно отражает ту картину, которую мы наблюдали в ходе кампании, говорит политолог Аббас Галлямов. Он отмечает, что в нескольких регионах, где он имел возможность следить за ходом кампании, ощущалась даже нехватка баннеров. Обычно за объемами рекламы следят не очень строго, поэтому часть рекламы удается оплатить в обход фонда, но на этот раз действовало жесткое указание – тратить деньги только из фонда, знает эксперт.