Российским парламентариям предписали кодекс этики
Группа Совета Европы представила 22 рекомендации по борьбе с коррупциейГруппа государств Совета Европы по борьбе с коррупцией (ГРЕКО) опубликовала в четверг доклад, в котором оценивает усилия российских властей в борьбе с коррупцией и предлагает меры по ее совершенствованию.
Это четвертый доклад – по итогам предыдущего России была высказана 21 рекомендация, все они признаны выполненными полностью или частично. Он посвящен проблемам предупреждения коррупции среди парламентариев, судей и прокуроров.
Российские власти борются с коррупцией, но депутаты и члены Совета Федерации регулярно оказываются в центре скандалов, отмечают эксперты группы. В 2017 г. в нескольких городах прошли гражданские общественные демонстрации против коррупции – по заявлению российских властей, они были вызваны неподтвержденными обвинениями в коррупции, выдвинутыми против премьер-министра Дмитрия Медведева.
В новом докладе 22 рекомендации по дальнейшему совершенствованию антикоррупционной работы в России: восемь касаются деятельности членов парламента, девять – судей и пять – прокуроров.
Кодекс депутатской этики готовится 15 лет
В отношении российских парламентариев эксперты ГРЕКО рекомендуют ввести обязательное общественное обсуждение вносимых в Госдуму законопроектов и упростить доступ СМИ в парламент. Эксперты «поражены» тем, сколько времени сейчас требуется для подтверждения долгосрочной аккредитации СМИ в Госдуме, а также строгими требованиями, предъявляемыми к заявителям.
Также, считает ГРЕКО, необходимо принять кодекс этики членов парламента, охватывающий различные ситуации конфликта интересов (подарки и другие преимущества, контакты с третьими лицами, дополнительные виды деятельности, ситуации, возникающие после завершения работы в парламенте, и т. д.), сделав его доступным для общественности. Рекомендовано также дополнить кодекс практическими мерами его применения – например, разработать руководство по вопросам сообщения парламентариями о подарках, полученных ими от третьих лиц, в том числе в натуральной форме.
Группа делает вывод о необходимости сделать более прозрачной систему вознаграждений и пособий, которые получают парламентарии, а также усилить процесс проверки деклараций парламентариев, (включая источники доходов) и обеспечить возможность применения «соразмерных и сдерживающих» санкций за недостоверное декларирование.
Существующая система декларирования активов парламентариев не внушает доверия, отмечается в докладе: их декларации не проверяются в обязательном порядке. Чтобы это произошло, кто-то должен выразить обеспокоенность по поводу достоверности заявленных сведений. Но это проблематично, так как в публичный доступ сведения попадают с существенными купюрами – например, относительно источников дохода.
Группа экспертов находит «поразительным» тот факт, что из 38 жалоб, поступивших в комиссию Государственной думы по контролю за достоверностью сведений о доходах депутатов в 2015–2016 гг., ни одна не привела к проверкам деклараций соответствующих депутатов, превышающим пределы поверхностной проверки после получения деклараций. ГРЕКО предлагает публиковать декларации о доходах без пропуска существенной информации.
Судебная власть слишком сильно зависит от исполнительной
Эксперты ГРЕКО рекомендуют пересмотреть критерии отбора судей, чтобы «лучше сохранить разделение властей и независимость судебной власти от исполнительной». В России, как отмечается в докладе, разработан достаточно сложный процесс отбора судей, но он не обеспечивает прозрачности процедуры, а председатели судов играют слишком большую роль в процессе отбора кандидатов. Кроме того, отмечается в докладе, администрация президента может влиять на него – как через назначенного представителя в квалификационной коллегии, так и через кадровую комиссию при президенте, которая осуществляет окончательный отбор. Более того, проверки честности со стороны Квалификационной коллегии судей (ККС) уже связаны с взаимодействием с федеральными органами власти на стадии проверки информации о кандидатах на должности судей, отмечает ГРЕКО, настаивая: следует усилить роль судебной власти в процессе отбора кандидатов.
Эксперты обеспокоены также отсутствием в законодательстве четких положений, регламентирующих роль председателей судов в процессе отбора судей, и возможностью чрезмерного влияния председателей на карьеру судей, попадающих в их подчинение. Поэтому они рекомендуют определить объективные критерии, которыми следует руководствоваться в процессе отбора, назначения и продвижения судей, и сделать их доступными для общественности.
Также российским судьям предлагают вернуть в кодекс судейской этики положения, связанные с беспристрастностью и действиями, которые могли бы привести к конфликту интересов. А также предусмотреть процессуальную возможность обжалования сторонами в процессе отказа в ходатайстве об отводе судьи, принимающего решение по их делу.
Необходимо также повысить прозрачность декларирования доходов судей, настаивают эксперты ГРЕКО. Здесь обнаружились те же проблемы, что и с декларациями парламентариев. Авторы доклада считают необходимым публиковать больший объем информации на сайтах судов, не вынуждая общественность полагаться на средства массовой информации, имеющие право сделать официальный запрос о получении информации – например, об источниках доходов судей.
Рекомендуется также максимально ограничить иммунитет - преступления, не связанные с отправлением правосудия, должны подвергаться расследованию и судебному преследованию без необходимости получать предварительное согласие от органов судейского сообщества.
Прокуроров искать не только среди своих
Эксперты ГРЕКО отмечают, что главное российское надзорное ведомство является системой, полностью автономной и функционирующей в соответствии со строгой иерархией. И хотя высшие должности прокуроров открыты для кандидатов, не проходивших обучение в Академии Генеральной прокуратуры, на практике подавляющее большинство должностей замещаются внутренним образом. В связи с этим ГРЕКО рекомендует сделать процедуру назначения на высокие должности в органах прокуратуры более прозрачной, доступной для кандидатов с соответствующим профессиональным опытом, которые не состоят на службе в органах прокуратуры. Предлагается ввести объективные критерии и открытую процедуру приема на службу. Также следует ввести четкие и объективные критерии распределения дел между прокурорами, чтобы обеспечить справедливое и равноправное распределение нагрузки между ними и исключить неправомерное влияние. И обеспечить большую общественную подотчетность и прозрачность дисциплинарных процедур в отношении прокуроров.
Генпрокуратура (она координирует работу по исполнению рекомендаций ГРЕКО) отмечает, что группа положительно оценила нормы российского антикоррупционного законодательства, регламентирующие вопросы предотвращения и урегулирования конфликта интересов, устанавливающие ограничения, обязанности и запреты во время нахождения в должности и после прекращения трудовой деятельности, а также практику их применения. Сейчас «уполномоченными государственными органами Российской Федерации в пределах установленной компетенции принимаются меры по реализации высказанных им рекомендаций», сообщает пресс-служба ведомства. Отчет о принятых мерах должен быть представлен в секретариат ГРЕКО не позднее 30 апреля 2019 г.