Вклад новых губернаторов в победу Путина оказался не слишком весомым
Но наказывать за это Кремль никого не станетПочти во всех регионах, где Владимир Путин сменил губернаторов в течение последнего года перед президентскими выборами, его результаты по сравнению с 2012 г. значительно улучшились. Так, в Новгородской области за Путина проголосовало 72,7% избирателей против почти 58% в 2012 г., в Карелии – 73% (55,3%), в Калининградской области – 76,4% (52,6%), в Ярославской области – 71,8% (54,5%). Минимальная доля голосов за президента среди регионов, где в течение 2017 г. появились врио губернаторов или прошли губернаторские выборы, составила 65,3% – так проголосовало Приморье, где осенью врио губернатора был назначен Андрей Тарасенко. Максимальный результат Путин получил в Дагестане (90,8%), которым в качестве врио руководит Владимир Васильев, и в Севастополе (90,2%), главой которого осенью был избран Дмитрий Овсянников.
Близкие к Кремлю собеседники «Ведомостей» ранее говорили, что массовые досрочные отставки губернаторов в течение года перед стартом президентской кампании преследовали среди прочего и цель улучшить результат Путина на выборах 18 марта.
Однако если взять долю голосов за Путина от списочного состава избирателей, то вклад большинства этих регионов в исторический рекорд президента выглядит скромнее. 18 марта Путин первым в России получил более половины голосов всех избирателей – 51,8%. Но лишь 42 из 85 регионов добились аналогичного результата, а в 43 субъектах Путин 50%-ную планку не преодолел. Среди территорий с новыми губернаторами это соотношение еще хуже. Более 50% голосов Путину дали только 5 из 12 регионов, возглавляемых врио губернатора: Дагестан, Орловская, Нижегородская, Самарская и Воронежская области. А из 16 регионов, где назначенцы Путина, которых принято называть «молодыми технократами», осенью 2017 г. уже прошли через выборы, президент получил поддержку абсолютного большинства избирателей лишь в шести.
Оценивать итоги выборов надо всегда с учетом того, что было раньше, какова динамика, а также специфики территорий, говорит руководитель ИСЭПИ Дмитрий Бадовский: «Например, в Псковской области поддержка Путина выросла с 36 до 49% от общего числа избирателей – это высокая динамика и почти выход на абсолютное большинство. В Красноярском крае и Ненецком округе, в принципе, тоже высокая динамика роста. Несколько больше вопросов может быть в Омской, Ивановской областях и Приморье, потому что там не только прирост поддержки был довольно низким, но и падала явка».
Задачи преодолеть планку в 50% от списочного состава избирателей Кремль регионам и не ставил, у каждого было индивидуальное задание – и по явке, и по результату Путина, уверяет близкий к Кремлю человек. Все регионы со своими задачами справились, Путин результатами доволен, так что ни о каких санкциях за меньшие или большие результаты речь не идет, знает он. По его словам, сразу после триумфальной победы Путина прекратились разговоры даже об уже намеченных Кремлем отставках губернаторов. В частности, говорили о возможном уходе Светланы Орловой (Владимирская обл.), Бориса Дубровского (Челябинская обл.), Александра Карлина (Алтайский край), напоминает собеседник. Санкций ни к новым губернаторам, ни к давно действующим пока не будет, знает еще один близкий к Кремлю человек. Но он не исключает отставок, связанных с состоянием здоровья губернаторов: речь, в частности, может идти об Амане Тулееве (Кемеровская обл.) и Егоре Борисове (Якутия).
Основные творцы успеха Путина – не губернаторы, а его центральный штаб и та система выборов, которую они сложили, отмечает политолог Андрей Колядин. «Надо понимать, что это была федеральная кампания и от губернаторов зависело только качество исполнения тех задач, которые были перед ними поставлены», – поясняет эксперт. «Молодые технократы» в целом оправдали возложенные на них ожидания, считает Колядин: они нивелировали борьбу элит на территориях перед президентскими выборами – и даже условные аутсайдеры вплотную приблизились к выполнению поставленных перед ними задач.