Отмена запрета на засады ГИБДД оспорена в суде

Пермский юрист добивается возвращения прежних ограничений
Возможность останавливать где угодно и кого угодно может привести к росту коррупционной составляющей в действиях должностных лиц и к злоупотреблениям со стороны инспекторов, говорится в исковом заявлении
Возможность останавливать где угодно и кого угодно может привести к росту коррупционной составляющей в действиях должностных лиц и к злоупотреблениям со стороны инспекторов, говорится в исковом заявлении / Максим Сергеев / Ведомости

Пермский юрист Константин Рудаков оспаривает в Верховном суде утвержденный в августе прошлого года приказ МВД № 664, которым утвержден новый регламент ГИБДД. В своем исковом заявлении («Ведомости» с ним ознакомились) он требует признать недействующим п. 84.3 регламента, который предусматривает возможность остановки транспортного средства для проверки документов вне стационарных постов ГИБДД. По мнению Рудакова, такое нововведение нарушает конституционный принцип недопустимости произвольного ограничения гражданских прав и свобод. Он напоминает, что введение в действие оспариваемой нормы отменило запрет, действовавший на протяжении последних восьми лет: в течение этого времени сотрудники ГИБДД имели право останавливать машины для проверки документов только на стационарных постах. Возможность останавливать где угодно и кого угодно может привести к росту коррупционной составляющей в действиях должностных лиц и к злоупотреблениям со стороны инспекторов, говорится в исковом заявлении. Его автор также подчеркивает, что, поскольку он сам тоже пользуется автомобилем, оспариваемой нормой нарушаются в том числе и его права на участие в дорожном движении без установления необоснованных ограничений.

Административная коллегия Верховного суда рассмотрит иск Рудакова 12 февраля, следует из электронного расписания Верховного суда.

Представитель МВД в Верховном суде Гайк Марьян уверен, что никаких оснований для отмены спорного пункта регламента нет: ни в законе о полиции, ни в правилах дорожного движения не содержится ограничений на предмет того, где можно останавливать транспортные средства. Когда принимался предыдущий регламент, в России было большое количество стационарных постов, напоминает представитель МВД. Однако сейчас работа организуется по-другому, ставка делается на более современные методы работы, в том числе системы видеонаблюдения и мобильные посты, – это гораздо более эффективно и позволяет снизить финансовые затраты, подчеркивает Марьян.

В сообщении о разработке проекта нового административного регламента, которое было опубликовано в марте 2017 г., Госавтоинспекция объяснила отмену запрета на остановку транспортных средств вне стационарных постов необходимостью сохранения общественного порядка в условиях сокращения штата ГИБДД.

Руководитель Федерации автовладельцев России Сергей Канаев говорит, что пока серьезных проблем, связанных с введением нового регламента, не замечено. После прихода на пост главы ГИБДД Михаила Черникова ситуация начала было ухудшаться, но меры были приняты достаточно оперативно: начальникам подразделений дали понять, что если их подчиненные будут устраивать засады на дорогах, то неприятности будут у них самих, поясняет эксперт. В результате проблем пока вроде бы не возникает: полицейские посты стоят открыто и даже включают на автомобилях проблесковые маячки – хотя раньше сотрудники МВД жаловались, что на это у них не хватает горючего, добавляет Канаев.

Возможность останавливать где угодно и кого угодно может привести к росту коррупционной составляющей в действиях должностных лиц и к злоупотреблениям со стороны инспекторов, говорится в исковом заявлении