Эксперты определили самых полезных депутатов Госдумы
Рейтинг возглавили четыре единороссаБлизкий к Госдуме фонд ИСЭПИ составил рейтинг законотворцев и оценил основные тренды осенней сессии 2017 г. Самыми результативными депутатами стали Павел Крашенинников, Андрей Макаров, Павел Качкаев, Александр Сидякин (все – «Единая Россия») и лидер «Справедливой России» Сергей Миронов. Крашенинников был соавтором ряда политически значимых законопроектов (поправки о наблюдателях на президентских выборах, антитеррористические поправки, нормы по защите животных и по поддержке семей с детьми-инвалидами), а усиление позиций Макарова объясняется работой над бюджетными и налоговыми вопросами, объясняют эксперты. В первой десятке или возле нее остаются также эсеры Анатолий Аксаков и Галина Хованская, отвечающие соответственно за регулирование банковского сектора и сферу ЖКХ. Несколько депутатов-новичков, работающих первый созыв, снова попали в число эффективных: это эсер Олег Николаев, единороссы Игорь Дивинский и Василий Пискарёв, Виталий Пашин (ЛДПР). Основной темой законотворчества остаются вопросы ЖКХ и жилищной политики, поэтому вторую сессию подряд в первой десятке оказываются единороссы из комитета по делам ЖКХ – Качкаев и Сидякин. Эксперты также отмечают ослабление позиций вице-спикера Ирины Яровой (22-е место вместо 4-го).
Среди трендов эксперты называют продолжение борьбы с некачественными инициативами. Если в прошлые годы депутаты становились авторами около 55% новых законопроектов, то в этом созыве они вносят лишь 40–45% от их общего числа. Прошлой осенью в Думе оказалось рекордно мало (всего 8) проектов, внесенных депутатами и отозванных из-за несоответствия регламенту. Главным законотворцем по-прежнему остается правительство – принимается 61% его инициатив, тогда как у депутатов – от 25 до 29% от принятых хотя бы в одном из чтений проектов. Основная тема депутатских законопроектов – по-прежнему социальная сфера, а самой пассивной по законотворчеству фракцией, как и в весеннюю сессию, остается КПРФ.
Госдума выдерживает заявленный курс на уход от скоростного законотворчества: ни один из законов осенью не был одобрен по упрощенной процедуре (в первом чтении и сразу в целом). Но из-за приближения президентской кампании возросло количество «быстрых» законов, при принятии которых между первым и третьим чтениями прошло менее 15 дней: весной таких документов было 15, осенью – 20. Их быстрое принятие обусловлено тем, что нормы должны либо заработать в новом бюджете, либо обеспечить реализацию новых президентских инициатив на старте избирательной кампании. Такими предвыборными президентскими инициативами стали, например, законы о ежемесячных выплатах на первого и второго ребенка для семей с низкими доходами и продлении программы материнского капитала до 2021 г.
«Не удивлюсь, если и в весеннюю сессию количество быстрых законопроектов окажется чуть больше, чем в 2017 г. Одним из приоритетов для Госдумы является реализация президентских поручений, а в период избирательной кампании Владимир Путин регулярно выступает с новыми социальными инициативами», – говорит эксперт ИСЭПИ Александр Пожалов. В последние месяцы многие поручения Путина правительству, в том числе требующие законодательного сопровождения, даются с очень жесткими сроками реализации, не выходящими за рамки марта – апреля 2018 г., напоминает он. Это подчас приводит к формальным недостаткам – корректировке концепции отдельных проектов или быстрому рассмотрению законопроектов, но на качестве принимаемых законов не отражается, так как они предварительно полностью проработаны, уверяет эксперт.
Институты госвласти не могут остаться в стороне от главных выборов, согласен политолог Константин Калачев. Лучшая помощь основному кандидату – активное законотворчество, и если надо проводить президентские инициативы, то институты готовы и статистику это не подпортит, поясняет он: «Рост субъектности палаты не означает, что Дума забирает себе функции правительства в определении актуальных приоритетов. Госдума в этом случае обеспечивает качество и сроки. Но и собственное нормотворчество присутствует». В том коридоре возможностей, в котором находится Госдума, они делают всё по максимуму, уверяет эксперт: «Рост субъектности и работа Думы как слаженного механизма уже заслуживают похвалы. А готовность отозваться на запросы партнера в лице правительства не мешает доработке и переработке его инициатив».
У рейтинга законотворцев «непонятная методика оценки», считает политолог Александр Кынев: «Никакой иной цели, кроме пиара Госдумы, тут не просматривается ни по форме, ни по содержанию».