Как Россия повлияет на создание нового правительства Германии
Переговоры о новом кабинете могут продлиться до маяВ среду пройдет первая встреча главы Христианско-демократического союза (ХДС) Ангелы Меркель и ее традиционных партнеров из баварского Христианско-социального союза (ХСС) Хорста Зеехофа с Социал-демократической партией Германии (СДПГ) Мартина Шульца, а также с главами фракций партий в бундестаге. После встречи партии могут начать предварительные переговоры о создании «большой коалиции».
По результатам выборов в бундестаг в сентябре 2017 г. альянс ХДС и ХСС набрал 33% голосов, потеряв по сравнению с предыдущими выборами 8,5 процентного пункта. На 2-м месте оказалась СДПГ с 20,5%. Третьей по величине партией в парламенте с 12,6% голосов стала крайне правая «Альтернатива для Германии» (АдГ). После объявления первых результатов глава социал-демократов Шульц заявил, что отказывается вступать в «большую коалицию» с ХДС/ХСС. Свою позицию партия подтвердила и после провала коалиционных переговоров между ХДС/ХСС, Свободной демократической партией и партией «Зеленые». Сейчас возможны три варианта – создание новой «большой коалиции» ХДС и СДПГ, правительство меньшинства ХДС/ХСС и новые выборы. В последнем случае, согласно недавнему опроса компании Forsa, результаты всех попавших в бундестаг партий изменятся максимум на плюс-минус 2 процентных пункта.
В прошлый четверг съезд социал-демократов одобрил начало переговоров между партиями, в пятницу руководство СДПГ решит, начинать ли переговоры в январе, а затянуться они могут до мая. СДПГ за три срока нахождения Меркель у власти создавала с ней коалицию дважды – в 2005 и 2013 гг. Оба раза на следующих выборах партия получала худший результат в своей истории.
Три партии подходят к разговору далеко не в лучшей форме, считает глава близкого к СДПГ фонда им. Фридриха Эберта Мирко Хемпель. Провал переговоров о создании коалиции больно ударил по авторитету Меркель, волнения идут и в самой ХДС. Сомнения сторонников СДПГ в целесообразности создания новой «большой коалиции» беспрецедентны, убежден Хемпель. «В случае срыва переговоров СДПГ уходит в оппозицию, а ХДС/ХСС образует правительство меньшинства», – прогнозирует эксперт. Представительство близкого к ХДС фонда Конрада Аденауэра в Москве не ответило на запрос.
Самыми спорными темами на переговорах станут беженцы и что делать с АдГ. А вот тема России при переговорах не играет никакой роли, убежден руководитель департамента Совета по международным отношениям ФРГ Штефан Майстер, хотя СДПГ больше готова к компромиссу, чем Меркель: «Что касается России, то здесь позиции трех партий очень близки, без прогресса по минским соглашениям существенного улучшения отношений или снятия санкций ожидать не стоит».
Тема новых санкций США против России сложнее, продолжает Майстер: «Они неприемлемы, но интересы Германии и США настолько переплетены, что поле для маневра слишком ограничено». Наименее спорной является тема строительства «Северного потока – 2»: все партии, кроме «Зеленых», его поддерживают. Человек, близкий к противодействующей проекту Еврокомиссии, подтверждает, что там существует обеспокоенность позицией Берлина по «Северному потоку – 2». «Надежда сейчас на то, что Берлину в ближайшие месяцы будет не до этого, социал-демократы – самые активные сторонники «Северного потока – 2» – выборы проиграли, а переговоры о создании «большой коалиции» могут провалиться», – говорит он.