Допинговый скандал ухудшил восприятие спорта россиянами

Исследование показало, какие виды спорта в России считают самыми «грязными»
В связи с приближением Олимпиады-2018 нарастают риски деструктивного отношения общества к теме допинга, считают эксперты
В связи с приближением Олимпиады-2018 нарастают риски деструктивного отношения общества к теме допинга, считают эксперты / Pavel Golovkin / AP

Накануне олимпийского собрания, члены которого во вторник обсудят решение исполкома Международного олимпийского комитета о частичном допуске российских олимпийцев на зимние Игры в Пхенчхане под нейтральным флагом, фонд «Петербургская политика» проанализировал токсичность репутаций самых популярных видов спорта с точки зрения допинга. Основой для рейтинга стали упоминаемость видов спорта в СМИ в 2014–2017 гг. в контексте допинга и экспертная оценка. В результате самыми токсичными оказались тяжелая и легкая атлетика, санный спорт и гребля, а самыми чистыми – шахматы, хоккей с мячом и настольный теннис (см. таблицу).

Тема допинга превратилась из отраслевой в общественно важную, но адекватная оценка проблемы отсутствует, а официальные комментарии ограничиваются обвинениями в пристрастности или двойных стандартах, объясняют авторы актуальность своего исследования. Между тем в связи с приближением Олимпиады-2018 нарастают риски деструктивного отношения общества к теме допинга, считают эксперты. В числе таких рисков они называют популяризацию стереотипа о тотальном использовании допинга во всех видах профессионального спорта, рост негативного отношения к большому спорту как к разрушающему здоровье и распространение в самом профессиональном спорте страха перед приемом любых лекарственных средств. Негативное влияние допинговой темы на российский спорт достигло пика, ее политизация резко повысила репутационные риски, наметился водораздел между чиновниками и спортсменами, констатирует руководитель «Петербургской политики» Михаил Виноградов.

«Эксперты дали объективную оценку, в своей деятельности мы с этим сталкиваемся, и все три негативных сценария абсолютно реальны», – говорит спортивный агент пловчихи Юлии Ефимовой, соучредитель команды по плаванию Efimova Team Андрей Митьков: «Есть страх перед употреблением препаратов, у нас четырехуровневая система их проверки – мы отказались от централизованных закупок и покупаем все сами. В этом есть глобальная провокация: сделайте рекомендации, выпускайте препараты с маркировкой «разрешено WADA или МОК» – и мы будем их закупать у вас». Многие родители теперь говорят, что приводят детей для здоровья, но не для профессионального спорта и это влияние последних двух-трех лет, подчеркивает эксперт. «Удивительно, что бывшие спортсмены высокого уровня сами очень быстро становятся чиновниками и действуют и говорят в русле установок власти», – добавляет Митьков. Действующие же спортсмены, по его словам, стараются не высказываться по этой теме, чтобы избегать скандалов, хотя в том, что произошло, виноваты именно чиновники.

«В фехтовании невозможно что-то съесть, чтобы улучшить свои результаты, в первую очередь результат зависит от головы и того, как использовать свои способности. Но в обществе действительно складывается мнение, что профессиональный спорт невозможен без допинга», – говорит член сборной России по фехтованию Дмитрий Ригин. СМИ просто пытаются заработать на публикациях о допинге, на самом деле его применение не такое тотальное, уверяет он. А вот страх приема таблеток действительно нарастает, многие отказываются даже от необходимых препаратов и не принимают ничего, соглашается Ригин. СМИ любят обливать грязью спортсменов, им нужен какой-нибудь негатив, считает президент Федерации бобслея России, призер Олимпийских игр Александр Зубков: «Спорт и допинг – разные вещи, в спорт нужно отдавать детей – это здоровье нации. Народ понимает и видит, что происходит, – многие спортсмены обвинены без доказательств, в отношении российских спортсменов впервые в истории выносятся такие жесткие приговоры. Политика очень глубоко внедрилась в спорт».

«Если вы опросите людей на улице о спорте, первое, что скажут, – это допинг. Между ними ставят знак равенства, и это ужасно, – говорит чемпионка мира по легкой атлетике, спортивный комментатор Иоланда Чен. – Мамы, папы, бабушки не отдают детей в спорт, мы теряем традиции и идет полнейший развал индустрии, нежелание ассоциироваться с этим». Естественно, настоящий допинг неприемлем, но никто не разъясняет гражданам, о чем идет речь: в списке запрещенных препаратов в основном медицинские препараты, подчеркивает она: «На сборах тренер умолял меня выпить ношпу, когда болел живот. Я ждала допинг-контроля и отказывалась. Естественно, ситуация порождает страхи и фобии что-либо есть и пить – так можно дойти до маразма и абсурда, скоро запретят чай или мясо». Водораздел между чиновниками и спортсменами тоже есть, добавляет Чен: «Ни один человек в Госдуме не высказался адекватно, у них «вечность впереди» (цитата из телевыступления зампреда Госдумы Петра Толстого. – «Ведомости»). Спортсмены живут здесь и сейчас, у них одна нормальная человеческая жизнь, они хотят сегодня выступать на соревнованиях и на этой Олимпиаде сделают для страны гораздо больше, чем чиновники».