В чем главная проблема соглашения Лондона и Брюсселя по Brexit
На следующем этапе переговоров Терезе Мэй нужно решить два ключевых вопросаБританский премьер-министр Тереза Мэй и председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер в пятницу в Брюсселе объявили о соглашении по условиям выхода Великобритании из Евросоюза. Теперь Европейский совет (состоит из глав государств и правительств стран ЕС) должен 15 декабря сделать заключение о готовности перейти ко второму этапу переговоров о Brexit.
На референдуме в июне прошлого года 51,9% британцев проголосовали за выход Великобритании из ЕС, после чего между Лондоном и Брюсселем начались переговоры по Brexit. Великобритания должна официально выйти из ЕС в марте 2019 г. То есть осталось меньше года, чтобы договориться о принципах новых торговых отношений. Бизнесу нужно четко понимать ситуацию задолго до официального выхода страны из блока, заявил в пятницу председатель Европейского совета Дональд Туск.
Финансовые обязательства Великобритании перед бюджетом ЕС, отсутствие границы на острове Ирландия и права граждан Великобритании и стран ЕС на территориях друг друга — именно эти темы стали основными при достижении соглашения. Конкретной цифры финансовых обязательств Великобритании перед бюджетом ЕС в соглашении нет. По разным оценкам, она может составлять от 40 до 65 млрд евро. Лондон обещает «избежать появления жесткой границы» между Республикой Ирландией, которая является членом ЕС, и Северной Ирландией, которая входит в состав Великобритании, — это единственная сухопутная граница Великобритании с ЕС. Кроме того, если к моменту Brexit не будет соглашения о торговле, на территории острова Ирландия будут полностью соблюдаться правила единого рынка и таможенного союза ЕС. Стороны договорились о сохранении большинства нынешних прав примерно 3 млн граждан ЕС, живущих в Великобритании, и 1 млн британцев на континенте. Также в течение восьми лет британские судьи смогут направлять дела граждан ЕС на рассмотрение в Европейский суд в Люксембурге.
В июне этого года в Великобритании прошли досрочные выборы, в результате которых консерваторы потеряли часть мандатов и договорились о формировании нового коалиционного правительства c Демократической юнионистской партией (ДЮП) Северной Ирландии. Именно позиция этой партии привела к срыву переговоров между Лондоном и Брюсселем неделю назад.
По словам Мишеля Барнье, курирующего переговоры со стороны ЕС, Великобритания может заключить с Брюсселем торговое соглашение, которое напоминает соглашение ЕС и Канады. Соглашение в стиле Канады подходит, если главная цель Мэй — избежать юрисдикции Европейского суда, считает доцент английской London School of Economics Стив Култер. При этом в соглашение в стиле Канады не включаются услуги, на долю которых приходится около 80% ВВП Великобритании и около 70% экспорта, поэтому именно для этой цели оно не очень подходит. Именно юрисдикция Европейского суда и станет одной из главных проблем на следующем этапе переговоров, считает Култер: «Европейский суд играет важную роль в разрешении споров по поводу стандартов, однако евроскептики в британском правительстве не хотят оставлять ему ни пяди земли и никакого влияния. Это аукнется еще многими проблемами».
Историческим или личной победой Мэй это соглашение пока называть слишком рано, убежден профессор Роджер Мортимор из лондонского King’s College, ведь детали конечного соглашении до сих пор непонятны. «Если на практике окажется, что условия соглашения неприемлемы для партнеров по коалиции Мэй, то она не избежит поражения, а просто отложит его». Вопрос суверенитета играет ключевую роль для значительной части лагеря сторонников Brexit, а два аспекта соглашения могут стать для них красной тряпкой: помимо юрисдикции Европейского суда это еще и статус Северной Ирландии. В последнем случае символизм важнее практичности, убежден Мортимор: Северная Ирландия готова лишь на минимальные изменения (а лучше вообще никаких) в сфере торговли и пограничного статуса с Республикой Ирландией. Однако она не должна получить это в обмен на ослабление своих позиций в Великобритании. «Они не пойдут на это даже в обмен на экономические бонусы, а потому вероятность правительственного кризиса реальна, если ДЮП в какой-то момент откажется от поддержки Мэй», - говорит эксперт.
Мэй и дальше придется осторожно балансировать между основными силами британской политики, убежден Мортимор. «Особых ожиданий по поводу этого соглашения ни у кого нет, но ни одна сторона не должна воспринять его как собственное поражение, до этого момента компромиссы возможны», - добавил он. Лейбористы будут стараться не критиковать любой шаг Мэй, пока это выглядит разумным, а при помощи компромиссов она может умерить недовольство и в своей собственной партии.