Все конкурсы по закупкам Минобороны, ФСБ и СВР до 1 июля 2018 года будут закрытыми
Это нужно для защиты гособоронзаказа от западных санкцийПравительство постановило проводить все закупки Минобороны, ФСБ и СВР в ближайшие семь месяцев в закрытом режиме. Принятое 27 ноября и опубликованное на официальном портале правовой информации постановление № 1428 гласит, что до 1 июля 2018 г. ко всем закупкам этих ведомств будет применяться положение статьи 84 закона о госзакупках, разрешающее определять поставщиков на закрытых конкурсах. Все три ведомства смогут пользоваться правилом о закупках для федеральных нужд, сведения о которых отнесены к гостайне: оно позволяет не публиковать ни извещений о конкурсах, ни их результатов. Сведения о банковских гарантиях, предоставленных участниками закрытых конкурсов Минобороны, ФСБ и СВР, публиковаться также не будут. Информация о контрактах, заключенных в результате таких конкурсов, будет вноситься в специальный реестр контрактов, содержащих сведения, отнесенные к гостайне, – этот реестр также не подлежит публикации. Еще одним постановлением правительство освободило госкомпании от обязанности публиковать в ряде случаев информацию о своих подрядчиках (подробнее см. статью на стр. 01).
В конце ноября правительство внесло в Госдуму законопроект, разрешающий закрывать финансовую и другую информацию в целях противодействия принятому в августе в США закону о новых санкциях против России. По словам бывшего чиновника Минобороны, постановление правительства № 1428 следует рассматривать как отдельный подзаконный акт. Срок его действия – до 1 июля 2018 г. – выбран для того, чтобы закрыть весь процесс размещения гособоронзаказа на следующий год, которое происходит обычно в первом полугодии, поясняет собеседник «Ведомостей». Заодно перевод торгов в закрытую систему, который не представляет больших технических сложностей, позволит избежать при размещении гособоронзаказа претензий от тех компаний, участия которых организаторы торгов хотели бы избежать, считает бывший чиновник. Возможны и злоупотребления при закупке обычной продукции под прикрытием секретности, допускает он.
По словам еще одного человека, близкого к Минобороны, логика американского санкционного закона такова, что тяжелым санкциям могут подвергнуться все компании в мире и в России, имеющие «существенные сделки» с ФСБ, СВР и военной разведкой ГРУ, а также с основными поставщиками вооружений по гособоронзаказу. Этим и вызвано постановление, говорит он. Чувствительная тендерная информация действительно иногда раскрывалась, указывает редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов: так, публиковались сведения о сроках ремонта атомных подлодок или о количестве закупаемых шасси для комплексов «Ярс».