В суде над Улюкаевым не будут оглашать показания Сечина
Судебное следствие закрыто, объявила судьяЗамоскворецкий суд Москвы отказался оглашать показания руководителя «Роснефти» Игоря Сечина по делу бывшего министра экономического развития Алексея Улюкаева, данные в ходе предварительного следствия. Об этом просил прокурор Борис Непорожный.
Адвокат Тимофей Гриднев протестует: для нас присутствие свидетеля Сечина является принципиальным. Защита попросила суд еще раз вызвать его на допрос, так как неявка, по словам адвоката, фактически является отказом от выдвинутых обвинений. Непорожный, в свою очередь, заявил, что направление новых повесток приведет лишь к затягиванию процесса. «Считаем необходимым закончить следствие и перейти к прениям сторон», - заявил он.
Суд отказался вызывать Сечина на допрос и объявил, что судебное следствие закрыто. Прокурор и адвокаты попросили времени на подготовку к прениям. Следующее заседание назначено на 4 декабря, оно начнется в 11 часов.
Сечин — главный свидетель по делу Улюкаева. Руководителя «Роснефти» вызывали в суд для дачи показаний по делу Улюкаева четыре раза, но он ни разу не явился. По словам пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова, 13 ноября Сечин был в Сочи и принимал участие в российско-турецких переговорах. 15 ноября Сечин не явился в суд, так как был в командировке, сообщал пресс-секретарь «Роснефти» Михаил Леонтьев. 22 ноября Сечин пропустил заседание, так как находился в командировке в Ханты-Мансийском автономном округе. 27 ноября руководитель «Роснефти» был в Риме. В суд поступило письмо от адвоката Сечина, который сообщал, что до конца года график руководителя «Роснефти» очень плотный, в связи с чем он не сможет принять участие в суде. Он передал через адвоката, что ему нечего добавить к уже данным показаниям и что он не возражает против их оглашения.
«Если есть свидетель, он должен выступить в суде. Если он не может по уважительной причине, то в суде должны быть зачитаны его показания. Но если ни того, ни другого не произошло, то показания, данные на стадии следствия, не учитываются судом и не кладутся в основу приговора при вынесении вердикта», - отмечает адвокат по уголовным делам МКА «Центрюрсервис» Илья Прокофьев.
Без показаний Сечина в деле не обойтись, суд обязан их исследовать, говорил «Ведомостям» адвокат Владимир Жеребенков: «Нет взяткодателя – нет и взяткополучателя, дело можно возвращать прокурору в связи с неполнотой следствия».
Всего во время следствия Сечина допрашивали три раза, сообщала Русская служба ВВС: наутро после задержания Улюкаева - 15 ноября, потом 17 января, третий допрос прошел 31 мая. В материалах дела есть четыре протокола, относящиеся к Сечину, один из которых - заявление в ФСБ, уточнял Леонтьев. Русская служба ВВС утверждала, что ознакомилась с копиями протоколов допроса Сечина: согласно этим документам, тот показал, что во время встречи на Гоа Улюкаев потребовал отблагодарить его за положительное решение по приватизации «Башнефти» и жестом в виде двух пальцев показал размер вознаграждения. Сечин также утверждал, что впоследствии Улюкаев сам звонил ему и настаивал на срочной встрече.
По версии следствия, Улюкаев, будучи министром экономического развития, требовал у «Роснефти» $2 млн за положительное заключение, позволившее ей купить госпакет «Башнефти». Улюкаева задержали 14 ноября 2016 г. после встречи с Сечиным в «Роснефти». В его машине была обнаружена сумка с помеченными оперативниками купюрами. Сам Улюкаев вину не признает. По его словам, ФСБ организовала против него провокацию на основе ложных доносов Сечина и генерала ФСБ Олега Феоктистова, который возглавлял службу безопасности «Роснефти». Министр утверждает, что, взяв сумку, думал, что в ней находится вино.