Центр братьев Люмьер дополнит выставку Стерджеса материалами СКР
СК отказал в возбуждении уголовного дела о распространении порнографии и признал работы фотографа искусствомМосковский Центр фотографии имени братьев Люмьер с 8 декабря возобновит выставку работ «Без cмущения» американского фотографа Джока Стерджеса, которую в прошлом году центр решил закрыть с учетом угрозы нападения. Выставка фотографий семей нудистов была закрыта 25 сентября 2016 г. через две недели работы после того, как депутат Госдумы Елена Мизулина пожаловалась на нее в Следственный комитет, обвинив музей в демонстрации детской порнографии, а члены организации «Офицеры России» на некоторое время заблокировали центр, чтобы защитить чувства российских жертв педофилии. Если год назад Центр братьев Люмьер объяснял, что закрыл выставку по собственному решению, пусть и с учетом угрозы нападения, то 27 ноября он назвал причиной закрытия жалобу Мизулиной, которую центр обвинил в запуске «механизма травли».
«Следствие по обвинению в демонстрации детской порнографии длилось почти год и завершилось совсем недавно, – сообщает сайт Центра братьев Люмьер. – Ни 13 исков от граждан, так и не побывавших на выставке, ни позиция депутата Мизулиной и детского омбудсмена [Анны] Кузнецовой, так и не видевших фотографии, не смогли убедить Cледственный комитет в незаконности выставки». «Судебные эксперты» признали полное отсутствие признаков преступления и высокий художественный уровень работ Стерджеса, следует из пресс-релиза.
Фотографии, которые центр уже выставлял год назад, на выставке «Без смущения 2.0» дополнят материалы об истории конфликта вокруг прошлогодней экспозиции, выдержки и фотографии из газет на эту тему, видеосюжеты СМИ, документы криминальной экспертизы и следствия.
СК после года проверки вынес постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, уточняет «Медуза» со ссылкой на копию документа. Проведенная экспертиза показала, что выставленные снимки Стерджеса «относятся к категории художественных ценностей и порнографией не являются», цитирует издание. По мнению экспертов, фотографии «демонстрируют создание художественных образов, не направленных на стимуляцию сексуального влечения», а бурную реакцию фотографии вызвали у той части публики, «у которой гипертрофированный общественный темперамент пришел в опасный резонанс с невежеством».
Выставка «Без смущения 2.0» продлится до 8 января, планируют в Центре имени братьев Люмьер.
Выставка фотографий семей нудистов из Франции, США и Ирландии, которых Стерджес снимал на протяжении нескольких поколений, в 2016 г. открылась в Москве 8 сентября. Ее закрыли после поднявшегося скандала, на пике которого Центр им. братьев Люмьер пришли бойцы общественной организации «Офицеры России», а их лидер, член Общественной палаты Антон Цветков осмотрел фотографии, не нашел в них детской порнографии, но заявил, что работам такого фотографа не место так близко к Кремлю. После этого Цветков объяснил, что был введен в заблуждение сообщением известного блогера о выставке, который показал фотографии, не включенные в экспозицию. В руководстве Центра им. братьев Люмьер заявили, что не имеют претензий к «Офицерам России», но выставку нельзя будет возобновить до тех пор, пока общественное мнение не успокоится и не исчезнет угроза экспонатам и сотрудникам галереи.
Перед выходом Цветкова к журналистам несколько работ Стерджеса облил из бутылки активист движения SERB Александр Петрунько, проникший в центр вместе с сотрудниками СМИ. По словам очевидцев, это была моча, по словам задержанного, – крымская целебная грязь. Суд арестовал его на семь дней за мелкое хулиганство.
6 октября Прокуратура Москвы сообщила, что проверит экспозицию по обращению детского омбудсмена Анны Кузнецовой. Она писала в Facebook, что договорилась с прокуратурой об этой проверке: «Просто жутко, что фотовыставка автора, чьи работы признаны Роскомнадзором детской порнографией, может иметь место в "культурной" жизни нашей столицы!» Затем это сообщение было скрыто.
7 октября выставка Стерджеса была окончательно демонтирована. Сам фотограф говорил, что очень этим «опечален», и отмечал, что больше нигде в мире порнографию в его работах не видели.