Борис Титов запустил мобильное приложение «Набат» для защиты бизнеса

Предприниматели с помощью смартфона смогут пожаловаться на проверки
Борис Титов представил электронный сервис «Набат»
Борис Титов представил электронный сервис «Набат» / Евгений Разумный / Ведомости

Бизнес-омбудсмен Борис Титов представил в среду электронный сервис «Набат!», который позволяет оперативно обратиться к уполномоченному в случае внезапной проверки или обыска. Специальное приложение на айфоне позволяет сделать это, нажав одну кнопку, рассказал Титов на всероссийской конференции предпринимателей в Краснодаре.

Приложение «Набат!» в тестовой версии доступно для скачивания, оно требует регистрации, которая позволит оператору колл-центра идентифицировать обратившегося и определить суть проблемы. Обратившемуся за помощью объяснят, какие действия он должен предпринять в нештатной ситуации. Например, сканировать и отправить в колл-центр документы о проведении проверки, получить данные проверяющих и т. д. В свою очередь в аппарате уполномоченного определяют статус проверки (плановая, внеплановая, есть ли запись в реестре), получают возможность зафиксировать нарушения и обратиться в контрольно-надзорные органы либо в прокуратуру с жалобой на нарушения. Ранее сервис тестировался как общественный проект, т. е. с обращениями (а их успели получить более 600) работали юристы, рассказал Титов. Но теперь в него вносятся принципиальные изменения: использование тревожной кнопки будет официально считаться обращением к региональному бизнес-омбудсмену. Он имеет право знакомиться с документами, получать ответы от контрольно-надзорных органов в течение 15 дней и др. Но, по словам Титова, «огромное количество проверяющих начинают сразу убегать – как только видят, что информация о проверке оперативно ушла в вышестоящий орган».

Как рассказал федеральный секретарь Партии роста Александр Хуруджи, сервис позволяет обеспечить единовременный прием до 100 000 сигналов. Но число обращений оказалось не так велико, как рассчитывали. Да, предприниматели любят пугать тревожной кнопкой, признается Хуруджи. Но не теряют надежды «договориться» с проверяющими, поэтому не стремятся дать официальный ход жалобе.

Утверждают не всё

460000 предложений контролирующих органов о проверках бизнеса рассмотрела в 2016 г. Генпрокуратура. 16% этих заявок отклонили как нарушающие права предпринимателей

Общественный омбудсмен по противодействию коррупции в правоприменительной практике Дина Крылова говорит, что очень часто нарушения можно найти в действиях самих проверяющих. Проверка может быть не согласована с прокуратурой и не включена в реестр. Но и при наличии согласования имеет смысл проверять, относятся ли запрошенные документы к предмету проверки, не выходят ли контролеры за пределы своей компетенции, не используют ли жалобу на мелкое нарушение как предлог для тотальной проверки предприятия. Все это может стать основанием для жалобы в вышестоящий контрольно-надзорный орган или прокуратуру.