Война с исламистами в Сирии может закончиться к концу декабря
Но основная часть российских сил останется в стране и после этогоНачальники генеральных штабов России, Ирана и Турции «наметили дальнейшие шаги по уничтожению террористических формирований, обеспечению безопасности в зонах деэскалации, а также по содействию переходу к процессу политического урегулирования», говорится в сообщении Минобороны России по итогам их встречи в Сочи во вторник. Она состоялась вслед за переговорами министров иностранных дел трех этих стран на турецкой территории и, как и встреча министров, была посвящена намеченному на среду в Сочи саммиту президентов России, Ирана и Турции по сирийскому урегулированию. Министр иностранных дел России Сергей Лавров назвал итоги встречи министров «очень полезными», но раскрывать детали не стал.
По словам начальника российского Генштаба Валерия Герасимова, военачальники трех стран договорились о мерах по повышению уровня координации в зоне деэскалации «Идлиб», а также разработали конкретные шаги по завершению ликвидации оставшихся отрядов запрещенных в России ИГИЛ и «Джебхат ан-Нусры» на территории Сирии. «Активная фаза военной операции в Сирии заканчивается. Несмотря на то что остается еще ряд нерешенных проблем, этот этап подходит к своему логическому завершению», – подчеркнул Герасимов. И теперь задача военных – закрепить «достигнутые военные результаты и гарантированно не допустить возвращения террористов в Сирию».
По заявлению председателя комитета Совета Федерации по обороне, бывшего главкома ВКС Виктора Бондарева, «Сирия, скорее всего, будет освобождена от террористов до конца 2017 г.», после чего верховный главнокомандующий может принять решение о сокращении российской группировки в этой стране, хотя значительная часть сил должна остаться для закрепления успеха. По словам человека в Минобороны, последний крупный город, который был под контролем ИГИЛ, – Абу-Кемаль – в настоящее время в основном освобожден. Предпосылки к тому, что большая часть организованных отрядов ИГИЛ может быть окончательно добита в ближайшие месяцы, действительно сложились, говорит собеседник. Однако продолжает оставаться напряженной обстановка в самой населенной зоне деэскалации «Идлиб», в которую введены турецкие войска, а со стороны сирийских правительственных сил за обстановкой наблюдает российская военная полиция. Провинцию Идлиб контролирует множество группировок, самая сильная из которых – «Хайят Тахрир аш-Шам» (создана на базе «ан-Нусры»). Периодически она вступает в бои с другими группировками и правительственными силами. По словам собеседника «Ведомостей», наряду с судьбой курдского анклава Африн, граничащего как с Идлибом, так и с подконтрольной правительству территорией, ситуация с «Хайят Тахрир аш-Шам» является наиболее сложной. Тем не менее после ликвидации ИГИЛ российские силы в Сирии действительно можно сократить на 30–40%, предполагает собеседник «Ведомостей».