Госдума обяжет соцсети маркировать контент зарубежных СМИ

Соцсети могут попасть в закон об иностранных агентах уже на следующей неделе
Е. Разумный / Ведомости

В закон об иностранных агентах можно будет вписать не только иностранные СМИ, но и иностранные соцсети. Об этом сегодня сообщил лидер фракции «Единой России» Сергей Неверов после совещания в Госдуме, на котором обсуждался ответ на действия США в отношении российских каналов RT и Sputnik. «Мы не только проработаем предложения, но и комиссия, которая будет создана, проработает дальнейшие, более широкие механизмы, которые могут включать и социальные сети», - сказал Неверов.

Вице-спикер и руководитель рабочей группы Петр Толстой разъяснил, что имел в виду Неверов. «Пока рабочая версия такая: если иностранные коллеги просят RT, чтобы все их сюжеты выходили с плашкой «иностранный агент», то мы будем просить везде также указывать эту информацию. Речь не идет о закрытии социальных сетей или ограничениях, речь идет о маркировке контента от иностранных СМИ», - сказал вице-спикер. По словам Толстого, поправки могут быть готовы ко вторнику. «Мы будем вежливы ровно настолько, насколько вежливы с нами», - заявил вице-спикер. По его словам, желания вводить цензуру и запреты у депутатов нет.

Закон, ограничивающий деятельность СМИ из США, будет принят в трех чтениях на следующей неделе, заявил сегодня спикер Госдумы Вячеслав Володин.

Собеседник, близкий к думскому руководству, отмечает, что ограничение соцсетей в качестве ответных мер - одна из версий, которая существует, но пока нельзя сказать, какой вариант будет принят. По его словам, будут учтены и рекомендации администрации президента.

Ограничения есть

В России уже действуют ограничения для иностранных СМИ: в 2014 г. депутаты приняли поправки в закон «О СМИ», которые запретили иностранцам владеть более 20% в учредителе СМИ, работающего в России. Большинство СМИ еще к 2016 г. привели свою юридическую структуру в соответствие с требованиями закона, многие из них, для того чтобы продолжить работать в России, нашли местного партнера.

Опрошенные «Ведомостями» иностранные СМИ отказались от комментариев, сославшись на то, что пока непонятно, какие именно СМИ попадут под действие закона об иностранных агентах и будет ли считаться реклама, которую размещают иностранные рекламодатели, зарубежным финансированием.

Представители НМГ, «Медузы», Reuters, Bloomberg и Facebook отказались от комментариев или не ответили на запросы «Ведомостей». «Мы следим за развитием событий и будем принимать решения в зависимости от того, какими именно будут формулировки в новом законе», - сообщила пресс-служба BBC.

Ограничения будут

Накануне стало известно, что минюст США потребовал от RT зарегистрироваться как иностранный агент до 13 ноября. Главный редактор RT Маргарита Симоньян назвала срок регистрации людоедским, требование - дискриминационным и пообещала оспорить его в суде. Тем не менее RT зарегистрируется, поскольку иначе «руководитель компании в Америке может быть арестован, могут быть арестованы счета компании», сказала она. В четверг о разработке ответных мер заявила представитель МИДа Мария Захарова.

О том, что депутаты уже работают над законом об ограничении зарубежных СМИ, журналистам рассказывал и Толстой. Ограничения будут касаться «нежелательного контента», что станет зеркальным ответом на действия США в отношении Russia Today. Толстой объяснил, что к американским СМИ будут применены те же меры, которые пытаются наложить на российские СМИ американцы, исходя из закона 1938 г. об иностранных агентах.

Минюст России уже подготовил комплекс предложений об ответных мерах против США в связи с дискриминацией там российских СМИ и даже официально предупредил некоторые из них, в частности «Радио Свобода», о возможности ограничительных мер. Замминистра юстиции Олег Плохой говорил, что меры контроля иностранных СМИ могут повторять требования американского закона FARA (он обязывает лоббистские фирмы, у которых есть иностранные правительственные клиенты, регистрироваться в минюсте США и регулярно отчитываться о своей деятельности, они также должны маркировать как политическую пропаганду публикации, связанные с этими клиентами).

Депутаты не первый раз поднимают тему иностранных СМИ. В июне в Госдуме выступал директор ФСБ Александр Бортников, его доклад полностью был посвящен информационной безопасности в России и влиянию иностранных СМИ на российскую политику. В апреле на заседании комитета по информационной политике депутаты заявили, что некоторые иностранные СМИ («Голос Америки», «Радио Свобода» и BBC) пытались влиять на результаты думских выборов.