Неразрешенные конфликты в регионах угрожают президентской кампании
Массовая смена губернаторов не решила всех проблем на местах, считают экспертыЗавершение осенней ротации губернаторов должно было подвести черту под периодом потрясений и обозначить более четкие правила игры в ходе подготовки к президентским выборам, но говорить о полном решении этих задач пока преждевременно. Об этом сказано в очередном рейтинге социально-политической устойчивости регионов, подготовленном фондом «Петербургская политика». Логика переориентации политсистемы под решение главной задачи требовала минимизации возникающих трений, но в регионах сохраняются неразрешенные противоречия, способные навредить президентской кампании, полагают эксперты.
Особенно опасен конфликт между необходимостью демонстрации единства власти и несбалансированностью в межбюджетных отношениях. Регионы ожидают от центра преференций, но выбор схемы их предоставления может оказаться конфликтным, указывает президент «Петербургской политики» Михаил Виноградов: «Это ставит в сложное положение как губернаторов-ветеранов, так и технократов, имеющих меньше опыта адаптации регионов к серьезному пересмотру правил игры». Другой серьезный конфликт – между отвечающей за проведение выборов региональной властью и приоритетами силовых структур в рамках антикоррупционной кампании: центр не торопится очерчивать границы дозволенного между гражданскими и силовыми ведомствами, нет и признаков того, что правоохранители получат сигнал о снижении антикоррупционной активности, отмечает эксперт. Еще одно противоречие – между логичностью большей части отставок и дефицитом публичного обоснования назначений. Вопрос о месте новых руководителей в предстоящей кампании и о наличии у них необходимых для этого навыков так и остался открытым, констатирует Виноградов.
Нас ждут не совсем традиционные выборы, где кандидата не нужно будет раскручивать, напоминает близкий к Кремлю политолог Андрей Колядин. По его мнению, до марта у всех регионов хватит ресурсов, поэтому межбюджетные отношения нельзя назвать главными для этой кампании. Новые же губернаторы должны стать не лидерами и вождями, а менеджерами, подчеркивает эксперт: «Речь о том, чтобы от губернаторов зависело как можно меньше, они уже давно не политический класс, а менеджеры, у которых есть определенная защита от силовиков». Новых губернаторов ожидают риски личностного роста, добавляет член совета директоров близкого к Кремлю ЭИСИ Глеб Кузнецов: «Люди занимаются абсолютно малознакомыми видами управленческой деятельности. Это значительно больший риск, чем межбюджетные отношения, потому что как раз в бюджете они понимают значительно лучше, чем в других губернаторских активностях».
Мэрский вопрос
Еще один конфликт в регионах – между задачей повышения явки на выборах-2018 и невыстроенностью баланса сил в крупных городах. Новые губернаторы пока не добились ни полной встроенности мэров в вертикаль, ни компромисса с ними на взаимоприемлемых условиях, считают эксперты.
Межбюджетные отношения уже не успеют отразиться на результатах президентских выборов, согласен политолог Александр Пожалов. К тому же перед выборами регионы получают от Москвы два краткосрочных пряника, напоминает он: реструктуризацию бюджетных кредитов и дополнительные дотации из центра или налоговые платежи от госкомпаний, в которые некоторые новые губернаторы успешно конвертируют свой статус «федерального назначенца», отмечает эксперт. «Наконец, губернаторы старой волны заинтересованы обеспечить высокий результат кандидата Кремля, чтобы и самим удержаться в кресле, и на мажорной ноте договариваться с новым правительством о дальнейшей конфигурации межбюджетных отношений», – добавляет он. Что же касается прямых конфликтов с силовиками, то их большинство новых губернаторов пока удачно избегают либо используют антикоррупционные разбирательства для чистки прежних команд и муниципальных элит, резюмирует Пожалов.