Минюст разъяснил, как будет внедряться адвокатская монополия

Процесс продлится до 2023 года, но график может быть скорректирован
С 2023 г. представлять граждан и организации в судах смогут только адвокаты / Александра Астахова/ Ведомости

Опубликованный Минюстом во вторник проект Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи, предусматривающей введение с 1 января 2023 г. монополии адвокатов на платные юридические услуги, может быть внесен в правительство до конца года. Об этом «Ведомостям» рассказал замминистра юстиции Денис Новак. Речь идет о реформе именно рынка юридических услуг: ограничение не затронет оказывающих юридическую помощь безвозмездно (включая НКО правозащитников), а также юристов предприятий и госорганов.

Первый вариант концепции 2015 г. вызвал резкую критику в юридическом сообществе. Новая версия получилась более взвешенной, уверен Новак: тщательно проработана бизнес-составляющая реформы, учитывалась позиция не только адвокатского сообщества, но и юристов, практикующих вне адвокатуры. Что касается ограничений в отношении иностранцев (им разрешат оказывать юридическую помощь только по вопросам своей страны, при условии их регистрации в реестре Минюста и на основе принципа взаимности), то они мало отличаются от общепринятой международной практики. На самом деле такой механизм уже действует, напоминает Новак, и Минюст ведет реестр иностранных адвокатов. Единственное отличие – сейчас законом предусмотрен запрет на осуществление иностранными юристами, не внесенными в реестр, только адвокатской деятельности.

Оборот рынка

96,5 млрд руб. составил в 2016 г., по данным Росстата, размер платных услуг населению по разделу «услуги правового характера». При этом, по данным ФПА на конец 2015 г., в реестрах числилось 71 144 действующих адвоката

По словам Новака, ведомство обсудит документ с юридическим сообществом, а затем согласует с ведомствами. Проработки с Минфином потребуют поправки в Налоговый кодекс, делающие привлекательным режим налогообложения адвокатской деятельности (сейчас услуги адвокатов не облагаются НДС).

Проект предполагает три этапа реформы. В 2018 г. изменят нормативную базу в направлении повышения привлекательности адвокатуры для юридического бизнеса. Это даст возможность вести адвокатскую деятельность в формах коммерческих корпоративных организаций, заключать соглашения об оказании помощи не только с адвокатом, но и с адвокатским образованием, даст адвокату право работать по трудовому договору и т. д.

В 2019 г. должен быть разработан временный упрощенный порядок перехода практикующих юристов в адвокатуру. Наконец, с 2020 г. начнется третий этап – приема в адвокатуру практикующих юристов по выработанным правилам. И в 2023 г. планируется введение исключительного права адвокатов на оказание платных услуг, включая судебное представительство. Но, предупреждает Новак, этот этап не случайно предусматривает еще и мониторинг происходящих изменений. По мере реализации реформы будет оцениваться ее эффективность: наличие в регионах достаточного числа адвокатов, финансовая доступность юридических услуг для населения – именно с учетом всех этих факторов будет приниматься окончательное решение о введении монополии. Сроки реализации концепции – не догма, а скорее рабочий ориентир, уточняют в Минюсте.

Президент Федеральной палаты адвокатов (ФПА) Юрий Пилипенко говорит, что адвокатура готова: реформу обсуждают уже шесть лет и все это время представители корпорации не сидели сложа руки. Обсуждаемым остается разве что размер вступительного взноса, но это вопрос решаемый. Рано или поздно консолидация должна будет произойти, уверен партнер «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Дмитрий Степанов: сегодня юридический рынок – это практически нерегулируемый сектор, говорить о его развитии не приходится.