Выступление Путина на «Валдае» обошлось без сенсаций

Главное сейчас – не породить новых страхов в отношении политики России, считают эксперты
По мнению президента, Россия остается одним из немногих столпов международного права
По мнению президента, Россия остается одним из немногих столпов международного права / Юрий Смитюк / ТАСС

Президент Владимир Путин в четверг выступил в Сочи на итоговой пленарной сессии международного дискуссионного клуба «Валдай». Общая тема заседания была сформулирована как «Созидательное разрушение: возникнет ли из конфликтов новый мировой порядок?».

В основном Путин повторил свои оценки, которые неоднократно высказывал в ходе других выступлений по международной тематике. Так, главной проблемой современности он назвал нарушение «баланса взаимодействия и конкуренции», на котором традиционно строились международные отношения, что приводит к деградации этих отношений и уменьшению безопасности. «Вместо продвижения прогресса, демократии свободу рук получают радикальные элементы, экстремистские группировки, которые отрицают саму цивилизацию, стремятся ввергнуть ее в архаику и хаос, в варварство», – заявил президент, возложив вину за это на «некоторых наших коллег», которые «навязывают чужую модель развития через управляемые извне перевороты, а то и просто напрямую силой оружия». В качестве противоположного примера он привел ситуацию в Сирии, которая показала, что «самоуверенной и разрушительной политике есть альтернатива»: по мнению Путина, усилия России в этой стране «оказались очень важными, правильными, профессиональными и ко времени». Среди других сложных узлов, которые нужно «распутывать, а не рубить», президент назвал ситуацию на Корейском полуострове, на Украине и в Испании. Конфликт вокруг добивающейся независимости Каталонии он связал с действиями самих европейцев, которые «в свое время фактически приветствовали распад целого ряда государств в Европе, не скрывая радости по этому поводу».

Относительно свежо в речи Путина прозвучали три темы. Во-первых, он обратился к «урокам столетней давности», заявив, что в русской революции 1917 г., при всей неоднозначности ее результатов, «тесно переплетены негативные и, надо признать, позитивные последствия тех событий». Во-вторых, президент подробно рассказал о сотрудничестве России и США в сфере ликвидации оружейного плутония, подчеркнув, что Москва выполнила все свои обязательства, а Вашингтон фактически уклонился от исполнения этих договоренностей. И в-третьих, уже отвечая на вопросы участников форума, Путин предупредил, что если США выйдут из договора о запрете ракет меньшей и средней дальности (РСМД), то ответ России будет «мгновенным и зеркальным». Москва и Вашингтон уже несколько лет обвиняют друг друга в нарушении этого договора 1987 г., запретившего разработку, производство и развертывание ракет дальностью от 500 до 5500 км. США утверждают, что Россия разрабатывает и даже развертывает крылатую ракету наземного базирования 9М729 для комплекса «Искандер» – аналог ракет «Калибр» для флота. По словам человека в оборонной промышленности, слова Путина можно понять так, что в случае выхода США из договора разработка такой ракеты не займет много времени.

Опрошенные «Ведомостями» участники сессии согласились с тем, что особой новизны в речи президента не было.

Политолог Георгий Бовт назвал неожиданной только цитату из Торы (о том, что нельзя отдавать территорию): «В остальном он последователен – это история не о новизне, а о целостности его видения мира». Из того, как были расставлены акценты, понятно, что никаких уступок и шагов доброй воли Россия делать больше не будет, каждое действие будет рождать «зеркальный» ответ, отмечает эксперт. «В принципе, наша политика будет жесткой, нашу ошибку – доверие Западу – мы никогда больше при нем как при президенте не повторим». При этом на «Валдае» Путин обнародовал и внешнеполитическую, и внутриполитическую части своей программы – ставку на молодых перспективных технократов, полагает Бовт: «Путин верит, что расстановка грамотных кадров решит если не все, то многие проблемы страны».

За последний год набралась значительная масса заявлений о новой цифровой эпохе, диджитализации российской экономики и в программе нового президентского срока Путин это закрепил, считает программный директор клуба «Валдай» Андрей Сушенцов. А вот оценки международных проблем и кризисов не поменялись, указывает он. Риторика Путина в отношении Запада говорит о том, что наши отношения «стабильно негативны, перспектив их улучшения нет, и это нормально», резюмирует эксперт.

Элементов преемственности в речи президента было больше, чем каких-то инновационных моментов, полагает политолог Андрей Кортунов: «Возможно, кто-то ожидал, что он скажет что-то принципиально новое по Сирии, например что война закончена и Россия оттуда уходит, или могли быть развиты сентябрьские предложения по миротворчеству ООН в Украине. Но поскольку внешняя политика – часть общей стратегии (и с учетом скорого начала избирательной кампании), изменения в ту или другую сторону могли создать пусть небольшие, но дополнительные политические риски. Видимо, надо зафиксировать свои позиции, пройти через выборы, а уже потом какие-то наболевшие вопросы артикулировать по-новому». К тому же, возможно, Путин исходит из сохранения волатильности в мировой политике, когда не совсем понятно, к кому апеллировать, добавляет эксперт: «Речь неконфронтационная, критика Запада была, но в умеренных выражениях, без тех эмоций, что бывали раньше. Поэтому она не должна породить новых страхов в отношении российской политики, насколько это сейчас актуально».

По мнению президента, Россия остается одним из немногих столпов международного права