Российские военные расходы постепенно снижаются

Но их дальнейшая динамика зависит от еще не принятой госпрограммы вооружений
Большая часть расходов раздела «Национальная оборона» засекречена, но основную часть закрытых расходов составляют затраты на закупку, ремонт и разработку  вооружений, поясняет человек в Минобороны
Большая часть расходов раздела «Национальная оборона» засекречена, но основную часть закрытых расходов составляют затраты на закупку, ремонт и разработку вооружений, поясняет человек в Минобороны / Максим Стулов / Ведомости

Расходы по разделу «Национальная оборона» должны снизиться в 2018 г. примерно на 100 млрд руб., говорится в заключении комитета Госдумы по обороне на проект федерального бюджета. В этом разделе собрана наибольшая часть военных расходов. Самые крупные расходы за его пределами – военные пенсии, на которые в 2018 г. заложено 700,2 млрд руб. (в России 2,639 млн военных пенсионеров).

В целом продолжается прежняя тенденция, говорит Василий Зацепин из Института Гайдара: бюджетная стратегия Минфина предполагает сокращение военных расходов, но де-факто под конец каждого года они увеличиваются в сравнении с первоначальной цифрой – так, в 2017 г. рост составил около 180 млрд руб. Это вызвано необходимостью погашения банковских кредитов для выполнения гособоронзаказа, считает эксперт. Основная часть кредитов, выдача которых по большей части прекратилась в 2016 г., была тогда же и погашена (на 1 трлн руб.), в этом году, по словам вице-премьера Дмитрия Рогозина, предстоит погасить 200 млрд и еще 300 млрд – в 2018 г. и позднее, но в проекте бюджета про эти суммы ничего не сказано, отмечает Зацепин.

Большая часть расходов раздела «Национальная оборона» засекречена, но основную часть закрытых расходов составляют затраты на закупку, ремонт и разработку ­(НИОКР) вооружений, поясняет человек в Минобороны. Именно эти расходы сводятся в госпрограмму вооружений – сейчас действует принятая в 2010 г. программа до 2020 г., а до конца года должна быть принята новая. Планировалось, что она будет сокращена за счет расходов на флот и НИОКР, но из проекта бюджета следует, что расходы на НИОКР будут сокращаться не так резко, как планировалось год назад, и составят 284,8 млрд руб. в 2018 г. (в предыдущем бюджете было запланировано 213 млрд) и 270 млрд в 2019 г. (вместо 176 млрд руб.). По мнению эксперта Центра анализа стратегий и технологий Андрея Фролова, это вызвано задержкой с завершением НИОКР по новым системам вооружений, которые, как теперь ожидается, закончатся к 2020 г. Речь идет о новом истребителе Су-57/ПАК ФА, новой многоцелевой атомной подлодке, новых ракетах для РВСН, новом поколении бронетехники и т. п., которые начнут закупаться уже с 2020 г., полагает Фролов. При этом ассигнования на Минобороны более чем вдвое превосходят суммарные расходы на все прочие силовые ведомства (см. график), если сравнивать раздел «Национальная оборона» и госпрограммы, где заложены основные расходы МВД, МЧС и Минюста. И хотя расходы на ФСБ и СВР секретны, они не меняют этой пропорции, говорит человек в Минобороны.

Большая часть расходов раздела «Национальная оборона» засекречена, но основную часть закрытых расходов составляют затраты на закупку, ремонт и разработку  вооружений, поясняет человек в Минобороны