Дуров назвал бесперспективными угрозы властей России и Ирана
Telegram продолжит защищать в этих странах тайну переписки пользователейУ Telegram не осталось юридических привязок в России и Иране, так что атаки властей этих стран на мессенджер останутся без последствий. Это заявил основатель Telegram Павел Дуров, отвечая на вопрос, как уголовное дело в Иране и претензии ФСБ России отразятся на его компании и на нем лично. Он пообещал продолжить защиту контента пользователей России и Ирана из стран, «где уважают свободу».
В Telegram не обеспокоены попытками отдельных стран преследовать компанию за защиту тайны переписки пользователей мессенджера. Компания, по словам ее руководителя, постоянно готова порвать все личные и деловые связи с такими странами, чтобы у их властей не оставалось рычагов давления на Telegram. «Они могут попытаться заблокировать нас на своей территории, но, как я писал раньше про Китай, даже это им не поможет», - уверен он.
По его словам, последняя связь Telegram с Россией была «оборвана» в июле 2017 г., когда было прекращено сотрудничество с петербургским ООО «Телеграф», которое брало на аутсорсинг «борьбу со спамом из (сюрприз!) Ирана и России». Аутсорсинговый контракт был разорван после того, как в июне российские власти пригрозили заблокировать мессенджер. После этого компания распустила всех сотрудников и сменила собственника, написал он.
«К сентябрю, когда российские власти начали слать предупреждения в наш лондонский офис, не осталось никого, кого бы они могли атаковать в своей юрисдикции, даже российских модераторов спама», - объяснил Дуров.
«Я не эксперт по Ирану, но одна вещь мне очевидна: несмотря на продолжительные споры между иранскими политиками о том, как нужно регулировать интернет, Иран не блокирует Telegram, а за последние несколько лет 40 млн иранцев смогли общаться и получать новости из независимых источников через каналы Telegram. Instagram и WhatsApp также им доступны», - написал Дуров.
Ранее прокуратура Ирана возбудила уголовное дело в отношении Дурова, сообщив, что Telegram, который в стране используют для получения политических новостей, запрещенных цензурой, на самом деле изобилует пропагандой терроризма и детской порнографией.
Дуров убежден, что будущее за свободой и неприкосновенностью тайны частной жизни, а те, кто хочет вернуться в 30-е гг. ХХ в., обнаружат, что неправы. По его словам, российские и иранские регуляторы не обращают внимания на то, что уже 2017 год, мир открыт и связан многочисленными связями. «Если вы принимаете архаичные законы, которые ограничивают свободы, все вы в итоге убьете свою экономику, - предупредил он. - За последние несколько лет Google, Oracle и Microsoft (Skype) закрыли в России отделы по разработкам, и их примеру последовали более мелкие компании».
Сам Дуров спокойно обойдется без поездок в Иран. Невозможность ездить в Россию для него более ощутима, поскольку там живут его родители и он сам «этнический русский» несмотря на паспорт гражданина Сент-Китс и Невис. Однако он надеется, что однажды и Иран, и Россия дойдут до такого состояния, когда и Telegram, и другие IT-компании смогут открывать в этих странах офисы.
Дуров недавно сообщил, что ФСБ в июле запросила у Telegram ключи шифрования, но он их спецслужбе не предоставил. 14 сентября в отношении Telegram ФСБ составила протокол об административном правонарушении, написал он и выложил «В контакте» копии запроса и протокола. Могут ли административные нарушения повлечь за собой блокировку сервиса, пока не известно, сказал Дуров «Ведомостям».
Предоставлять ключи шифрования спецслужбам компании обязывают положения «пакета Яровой». Требование затрагивает компании, включенные в Реестр операторов распространения информации. Включение в него не зависит от юрисдикции оператора. С июля 2018 г., когда пакет Яровой полностью вступит в силу, мессенджеры обязаны будут предоставлять по запросу ФСБ данные о пользователях, их переписку и сообщения голосовых вызовов. Из-за отказа это сделать чиновники могут заблокировать мессенджер.
В Реестре операторов распространения информации Telegram был зарегистрирован в начале июля. После публичной полемики с Роскомнадзором Дуров согласился предоставить данные в реестр: Роскомнадзор угрожал, что в противном случае заблокирует мессенджер. Но внесение мессенджера в реестр не означает, что он будет выполнять требования «антиконституционного и технически нереализуемого пакета Яровой», уточнил тогда Дуров.