Генпрокуратура возглавит работу по возврату активов коррупционеров

Она же будет запрашивать о счетах чиновников в иностранных банках
Генеральный прокурор Юрий Чайка
Генеральный прокурор Юрий Чайка / Е. Ширинкина / для Ведомостей

Проработан вопрос об определении Генеральной прокуратуры уполномоченным органом по выявлению и возвращению из иностранных юрисдикций активов, полученных коррупционным путем, сообщил заместитель генпрокурора Александр Буксман в среду на заседании межгосударственного совета по противодействию коррупции в Казани. По его словам, надзорное ведомство также будет отвечать за выявление принадлежащих россиянам счетов в иностранных банках и других иностранных финансовых инструментов. Генпрокуратурой подготовлены соответствующие документы, добавил Буксман.

Формально координация действий правоохранительных органов в борьбе с коррупцией и сейчас является одной из функций прокуратуры. Она также отвечает за контроль над соответствием расходов чиновников их доходам: норма, появившаяся в национальном законодательстве в 2013 г., предполагает конфискацию имущества, законность которого чиновник не смог подтвердить (см. врез). Помимо этого в первом полугодии 2017 г. прокуроры добились увольнения в связи с утратой доверия 377 чиновников за такие нарушения, как сокрытие доходов или расходов, непринятие мер по урегулированию конфликта интересов, занятие предпринимательской деятельностью (для сравнения: за весь прошлый год уволили 383 человека). Вопрос применения такой дисциплинарной меры становится особенно актуален, поскольку со следующего года должен появиться публичный реестр лиц, уволенных за коррупцию, напомнил Буксман.

Начальник управления Генпрокуратуры по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Александр Русецкий сообщил «Ведомостям», что подготовлен проект федерального закона, в котором прежде всего будет дано определение, что такое деятельность по возврату активов. Кроме того, будут более четко регламентированы процедура и функции ведомств, участвующих в такой работе. Сейчас, даже если удается найти и арестовать имущество преступников, через какое-то время арест может быть снят, если не учесть особенности законодательства иностранного государства. Например, в соответствии с законами ряда стран Евросоюза требуется подтвердить, что лицо, на чье имущество накладывается арест, было надлежащим образом уведомлено о дате судебного заседания, чтобы оно могло защищать свои права. Если поправки будут приняты, Генпрокуратура получит возможность координировать действия всех участников процесса возврата активов на различных его этапах, сделать их работу более согласованной и соответствующей требованиям не только российского, но и зарубежного законодательства.

Подпали под конфискацию

2,2 млрд руб. составила к настоящему времени стоимость имущества, конфискованного у чиновников в доход государства судами по 30 искам Генпрокуратуры

Еще одно направление, которое российским правоохранительным органам придется осваивать практически с нуля, – это поиск иностранных счетов российских чиновников. Формально сейчас каждый государственный орган вправе делать запросы в зарубежные банки о наличии у них счетов своих сотрудников, говорит Русецкий. Но в реальности там не очень хорошо представляют, как это должно происходить. Предполагается, что такие запросы пойдут через Генпрокуратуру, она определит порядок их направления и будет оценивать объективность.

Заместитель генерального директора «Трансперенси интернешнл – Р» Илья Шуманов называет решение наделить Генпрокуратуру новыми полномочиями логичным: без назначения уполномоченного органа в принципе невозможно вести работу по возврату активов, отмечает он. Генпрокуратура, где в прошлом году была создана рабочая группа по вопросам возврата активов, полученных коррупционным путем, обладает необходимым инструментарием и техниками взаимодействия с коллегами, хотя и не на том уровне, как хотелось бы. Но у других ведомств этот уровень еще ниже, считает эксперт.