Генпрокуратура займется поиском за рубежом незаконных активов россиян

Ведомство в ближайшее время получит новые полномочия
Генеральный прокурор Юрий Чайка
Генеральный прокурор Юрий Чайка / Андрей Гордеев / Ведомости

Генпрокуратура станет уполномоченным органом для выявления и возвращения из иностранных юрисдикций активов, которые россияне получили коррупционным путем. Это замгенпрокурора Александр Буксман сообщил на заседании межгосударственного совета по противодействию коррупции в Казани. По его словам, надзорное ведомство также будет отвечать за выявление принадлежащих россиянам счетов в иностранных банках и других иностранных финансовых инструментов.

Генпрокуратура уже подготовила соответствующие документы, рассказал Буксман: «Есть межведомственная рабочая группа при Генпрокуратуре, где мы все эти проекты проработали, обсудили, и они в высокой степени готовности находятся».

Формально координация действий правоохранительных органов в борьбе с коррупцией и сейчас одна из функций прокуратуры. Кроме того, ведомство отвечает за контроль за соответствием расходов чиновников их доходам (норма, появившаяся в национальном законодательстве в 2013 г., предполагает конфискацию имущества, законность которого чиновник не смог подтвердить). К сегодняшнему дню суды удовлетворили уже 30 исков к чиновникам о конфискации в доход государства имущества в общей сложности на 2,2 млрд руб.

В первом полугодии 2017 г. прокуроры добились увольнения в связи с утратой доверия 377 чиновников за такие нарушения, как сокрытие доходов или расходов, непринятие мер по урегулированию конфликта интересов или занятие предпринимательской деятельностью. Для сравнения: за весь прошлый год уволили 383 человека. Вопрос применения такой дисциплинарной меры становится особенно актуален, поскольку со следующего года должен появиться публичный реестр лиц, уволенных за коррупцию, напомнил Буксман.

Замгендиректора «Трансперенси интернешнл-Р» Илья Шуманов называет решение наделить Генпрокуратуру новыми полномочиями логичным: без назначения уполномоченного органа в принципе невозможно вести работу по возврату активов, отмечает он. По его словам, Генпрокуратура единственная обладает необходимым инструментарием и техниками взаимодействия с коллегами, хотя и не на том уровне, как хотелось бы, но у других ведомств он еще ниже.