Иракский Курдистан проголосовал за независимость

Проведение референдума осудили и соседние страны, и западные союзники курдов
Иракский Курдистан проголосовал за независимость/ Khalid Mohammed/ AP

После подсчета 10% бюллетеней 93% участников прошедшего в понедельник референдума высказались за независимость Иракского Курдистана от Ирака. США, ЕС и ООН не поддержали референдум, правительство Ирака заявило о непризнании его результатов, президент Турции Реджеп Эрдоган пригрозил прекратить транзит добываемой в регионе нефти. Реакция соседних Турции и Ирана особенно негативна из-за большого числа проживающих там курдов. Эти страны начали маневры в приграничных районах, причем в турецких учениях участвуют иракские войска, а парламент Ирака призвал отправить силы безопасности в спорные районы, в первую очередь в богатый нефтью Киркук.

Ситуацию вокруг референдума обсудили во вторник по телефону президенты России и Турции, при этом Москва заняла осторожную позицию. Замминистра иностранных дел Михаил Богданов отказался спрогнозировать, приведет ли референдум к дестабилизации, предложив «посмотреть, как будет реагировать центральное руководство в Багдаде» (цитата по ТАСС). Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков ранее говорил, что Москва считает «чрезвычайно важным» сохранение территориальной целостности государств региона. В Иракском Курдистане «Газпром нефть» занимается добычей нефти, а у «Роснефти» есть планы строительства крупного газопровода в Турцию.

Представитель Демократической партии Курдистана (ДПК) в России и СНГ Хошави Бабакр (президент Курдистана Масуд Барзани – лидер ДПК) говорит, что отсутствие поддержки со стороны Запада стало неожиданностью и ситуация будет развиваться с учетом позиции всех стран, особенно соседей. По его словам, получение независимости – длительный процесс и не стоит ожидать ее немедленного провозглашения: потребуются переговоры с Ираком, в том числе и о спорных территориях. Но референдум показал, что даже арабы и туркоманы в районах со смешанным населением проголосовали за независимость и не видят свое будущее в составе Ирака, подчеркивает Бабакр. Он также не верит в угрозу экономической блокады со стороны соседей: для Турции Курдистан – второй по значимости импортер после Германии, а для Ирана он во время эмбарго тоже был важнейшим партнером и остается таковым.