СБ ООН ужесточил санкции против Северной Кореи в ответ на ядерные испытания

Бюджет КНДР лишится более $1 млрд ежегодных поступлений, в страну сократится приток энергоносителей
Северокорейский лидер Ким Чен Ын
Северокорейский лидер Ким Чен Ын / KCNA / Reuters

КНДР не сможет покупать на внешних рынках более 2 млн баррелей нефтепродуктов в год, экспорт всей ее текстильной продукции окажется под запретом, а грузы, перевозимые под северокорейским флагом, могут замораживаться, если командование судна откажется от инспекции прямо в открытом море. Таковы условия нового ужесточения санкций против Северной Кореи, единогласно одобренного СБ ООН в ответ на шестое, самое мощное ядерное испытание Пхеньяна, передает Bloomberg. Кроме того, резолюция вводит полный запрет на поставку в КНДР сжиженного природного газа, а также на выдачу северокорейским рабочим разрешения на трудоустройство в других странах.

Голосование в СБ ООН состоялось 11 сентября, в день памяти о терактах в США 2001 г. «Мы никогда не забудем урок о необходимости противостоять тем, у кого есть злые намерения», – заявила постпред США при ООН Никки Хейли.

По данным минэнерго США, до сих пор Северная Корея импортировала около 4 млн баррелей сырой нефти в год. Большую часть экспорта обеспечивал Китай. По данным таможенной службы, речь идет о ежедневных поставках 6000 баррелей в день. Кроме того, фактически КНДР импортирует примерно 4,5 млн баррелей нефтепродуктов в год, хотя официально сообщается о 2,2 млн. Наложенные СБ ООН санкции могут сократить фактический приток энергоносителей в страну от 10 до 50%, сообщает Associated Press.

Экспорт текстиля 2016 г. пополнил бюджет КНДР на $752 млн, отмечает Reuters. Около 80% поставок пришлось на Китай. Bloomberg приводит сведения о поступлении $726 млн, или 90% экспорта. Это вторая по доходности статья после экспорта угля. Товарный экспорт КНДР в 2016 г. составил $3 млрд.

Выезжающие на заработки в третьи страны северокорейские рабочие (93 000 человек) приносили Пхеньяну еще около $500 млн, заявила Хейли. Ранее госдепартамент сообщал о 50 000–80 000 рабочих из КНДР, которые по 20 часов в день работают на производствах, главным образом в России и Китае. Большую часть своего заработка они отдают стране.

«Мы не стремимся к войне. Северокорейский режим еще не прошел точку невозврата. Если он согласится прекратить свою ядерную программу, он обеспечит себе будущее. Если он докажет, что может жить в мире, то мир будет жить в мире с ним. С другой стороны, если Северная Корея продолжит идти по опасному пути, давление усилится. Выбор за ними», – сказала Хейли после принятия проекта резолюции (ее слова приводит Washington Examiner).

Изначально США выступали за полный запрет на поставку энергоносителей. Также Вашингтон был готов к блокированию счетов северокорейского лидера Ким Чен Ына и запрету на его въезд в третьи страны. Однако Россия и Китай выступали против радикального ужесточения санкций.

Небензя назвал «крупной ошибкой» недооценку российско-китайской инициативы по урегулированию ситуации на Корейском полуострове. «Россия <...> убеждена в том, что отвести сгущающуюся угрозу от Корейского полуострова можно не все новыми санкциями, а исключительно политическими методами», – сказал Небензя, выступая в СБ ООН после принятия резолюции (цитаты по «Интерфаксу»).

Постпред России при ООН Василий Небензя назвал российско-китайский подход «разумной и реалистичной альтернативой ультимативной логике санкций, не раз доказавшей свою несостоятельность».

Китай призвал КНДР услышать призывы мирового сообщества и прекратить работу над ракетной и ядерной программами. В то же время постпред КНР при ООН Лю Цзеи на заседании СБ подчеркнул, что проблему нужно решать только «мирным, дипломатическим путем». Лю Цзеи напомнил, что КНР и Россия выступают за подход к решению проблемы КНДР, который предусматривает, в частности, параллельно прекращение Пхеньяном ядерных и ракетных испытаний, а Сеулом и Вашингтоном – масштабных совместных военных учений.

3 сентября КНДР провела шестые испытания ядерного оружия, которые оказались в 5–6 раз мощнее предыдущих. Позже Пхеньян объявил об успешном испытании водородной бомбы, которая до сих пор существовала лишь у пяти стран мира, имеющих статус ядерных держав: США, России, Великобритании, Франции и Китая.

В конце августа северокорейская ракета «Хвасон-12» пролетела над северной частью Японии. В СБ ООН инцидент расценили как угрозу как региональной, так и глобальной безопасности.

Накануне заседания СБ ООН Пхеньян пообещал США причинить «наибольшую боль и страдания, которые они когда-либо переживали за всю свою историю» в случае принятия решения об ужесточении санкций. В КНДР отметили, что намерены использовать при этом «любые формы абсолютных мер».