В деле Никиты Белых обнаружились следы политического фандрайзинга

Сбор денег на выборы – обычная практика для губернаторов, напоминают эксперты
Согласно обвинительному заключению, первую взятку в 200 000 евро Белых получил в 2012 г.
Согласно обвинительному заключению, первую взятку в 200 000 евро Белых получил в 2012 г. / Максим Стулов / Ведомости

Бывший губернатор Кировской области Никита Белых в 2014 г. просил часть взятки от собственника Нововятского лыжного комбината (НЛК) Юрия Судгаймера (ранее в публикациях СМИ он фигурировал как Зюдхаймер. - «Ведомости») «в целях конспирации» на проведение своей избирательной кампании. Об этом во вторник на первом заседании по делу Белых в Пресненском райсуде Москвы заявило гособвинение. Экс-губернатор обвиняется по ч. 6 ст. 290 УК (получение взятки в особо крупном размере).

Согласно обвинительному заключению, первую взятку в 200 000 евро Белых получил в 2012 г. от тогдашнего владельца НЛК и «Кировлеса» Альберта Ларицкого, чьи инвестпроекты Минпромторг включил в перечень приоритетных после распоряжения Белых, а НЛК к тому же получил лесные участки по пониженной ставке и без аукциона. Нового владельца обеих компаний – Судгаймера губернатор заверил в своей поддержке, но затем сообщил, что измененные инвестпроекты могут быть исключены из числа приоритетных, и в марте 2014 г. потребовал взятку в 200 000 евро за ослабление контроля над их реализацией. Взятка была передана в мае 2014 г. в рабочем кабинете губернатора. По версии обвинения, Белых совершал и другие действия в пользу взяткодателя – в частности, зная о налоговых нарушениях на НЛК, говорил налоговикам, что проверки негативно влияют на предпринимательскую деятельность. В апреле 2016 г. губернатор снова потребовал взятку: первую часть в 50 000 евро он получил через посредников, а при получении второй (150 000 евро) был задержан с поличным.

Белых на заседании заявил, что вину категорически не признает: «Это банальная провокация правоохранительных органов, построенная на показаниях людей, которые находятся от них в зависимости». Он добавил, что осужденный за мошенничество Ларицкий трижды менял свои показания. Когда и пакет, и ручки обработаны специальной жидкостью, невозможно было никому остаться без следов этой жидкости, отметила адвокат Белых Марина Ярош: «Белых не прикасался к денежным средствам. Картинка в СМИ закрепила взятку с поличным. Это идеальная провокация». По ее словам, Белых получил бутылку вина и поздравление с днем рождения. Адвокат Андрей Грохотов сообщил, что номера использованных купюр не совпадают с номерами в экспертном заключении, и заявил ходатайство о допросе экс-генерала ФСБ Олега Феоктистова, курировавшего дело Белых.

Практика политического фандрайзинга была с момента, когда губернаторов стали выбирать, говорит политолог Андрей Колядин: «Губернаторы обращались к инвесторам и просили деньги на избирательную кампанию, другим способом их получить было нельзя. Конечно, на руки эти деньги никто не получает давно. Более того, если губернатор не обращается к финансово-промышленным группам, большинство из них напрягается, потому что самое простое – внести средства в штаб, чтобы потом, если что, попросить губернатора о помощи». С распространенностью такого подхода согласен и политолог Андрей Колесников: «Это порочная практика. Но в силу того, что бюджеты регионов испытывают недостаток средств, а любой губернатор понимает социальную ответственность бизнеса как выдачу таких денег и это считается нормой, то получается, что в казусе Белых есть некая избирательность».

Два спектакля

Совпадение по времени процессов над Белых и экс-министром экономразвития Алексеем Улюкаевым создает конкуренцию «двух громких премьер в разных театрах», считает Колесников. При этом к обоим процессам приложил руку один и тот же человек по фамилии Феоктистов, отмечает он.