Дмитрий Медведев может остаться премьером и после 2018 года
Второй кандидат на это место – Сергей Собянин, считают авторы доклада «Политбюро 2.0»Президентская кампания Владимира Путина носит ярко выраженный антиэлитистский характер, говорится в юбилейном докладе (он выходит пятый год) холдинга «Минченко консалтинг» «Политбюро 2.0: Реновация вместо демонтажа». Конкуренция внутри Политбюро 2.0 (его состав – см. врез) разворачивается не вокруг выборов президента, вопросы результата кампании для Путина малозначимы.
Премьера Дмитрия Медведева из потенциальных кандидатов в президенты выбил оппозиционер Алексей Навальный, но на этом функционал Навального в президентской кампании исчерпан, говорится в докладе. При этом, как и в рейтинге преемников президента от фонда «Петербургская политика», опубликованном в понедельник, наибольшая устойчивость как члена Политбюро 2.0 и участника следующей правящей коалиции наблюдается именно у Медведева. Автор доклада Евгений Минченко предполагает, что Медведев имеет три варианта трудоустройства после выборов: сохранение поста председателя правительства, переход в «Газпром» (и перехват у Игоря Сечина позиции «главного энергетика») или переход в Верховный суд.
По мнению авторов, уверенно себя может чувствовать Сергей Шойгу как успешный министр обороны воюющей страны, а динамичнее всего набирает влияние руководитель «Ростеха» Сергей Чемезов, усиливший свои позиции в Кремле, силовых структурах и регионах. Неплохие позиции и у бизнесмена Юрия Ковальчука, в случае модернизационного сценария Ковальчук может оказаться в ядре этой коалиции.
Минченко отмечает мэра Москвы Сергея Собянина: он вовлекает в реновацию большое количество элитных групп, которые становятся союзниками мэра. «Не проявляя личных амбиций и демонстрируя глубокую вовлеченность в городскую повестку, Собянин тем не менее остается претендентом номер два на пост председателя правительства», – отмечает Минченко. Эксперт указывает на возросшие риски Сечина: его напористый управленческий стиль формирует против него широкую коалицию, у него мало союзников. Спикер Госдумы Вячеслав Володин сохранил неформальное влияние на ведущие политические партии и ОНФ, сказано в докладе.
По мнению экспертов, модель Политбюро 2.0 имеет шанс сохраниться до электорального цикла 2021–2024 гг., но персональный состав может серьезно обновиться. Внутри Политбюро 2.0 формируются две широкие коалиции – мобилизационная (ВПК и силовики) и модернизационная (либеральный блок правительства, частный бизнес), но Минченко считает, что принятая к реализации программа будет смешанной. Еще один вывод экспертов – новое правительство рискует стать правительством непопулярных реформ. При сохранении Путиным хорошей физической формы вопрос о преемнике начнет реально обсуждаться лишь в процессе подготовки парламентских выборов 2021 г., полагают эксперты. «Практически неизбежное дальнейшее ухудшение отношений с Западом будет провоцировать конфликты по периметру России. А это, в свою очередь, будет сдвигать Политбюро 2.0 к мобилизационному сценарию», – прогнозируют эксперты.
Все по местам
Члены Политбюро: Сергей Шойгу, Игорь Сечин, Вячеслав Володин, Аркадий Ротенберг, Сергей Чемезов, Сергей Собянин, Юрий Ковальчук. Переходный статус имеют Геннадий Тимченко, Юрий Трутнев, Сергей Кириенко, Алексей Кудрин, Герман Греф, Виктор Золотов. Кандидаты – Аркадий Дворкович, Рамзан Кадыров, Александр Бастрыкин, Сергей Нарышкин, Николай Патрушев, Сергей Лавров, Александр Бортников, Евгений Школов, Владислав Сурков.
В противоположность докладу «Политбюро 2.0» эксперты «Петербургской политики» считают, что перед выборами значимость публичных персон возрастает и теневое влияние – важный, но не достаточный фактор, говорит политолог Михаил Виноградов. Важный момент – анализ контекста, в котором существуют элитные кланы, полагает Виноградов: «Складывается ощущение, что происходят репутационные удары по ключевым группам и кланам, публичным и непубличным».
Доклад – модель, которая призвана помочь понять ситуацию для внешних наблюдателей, говорит политолог Глеб Кузнецов. «Продукт обладает узнаваемым брендом на Западе и действительно полезен для понимания нашей политической системы, так как оформляет ее в традиционных и привычных советологам старых школ метафорах», – рассуждает Кузнецов. «Модель Политбюро для описания происходящего требует верификации: она отчасти устарела. Сетевая неформальная структура для принятия решений могла быть адекватна в первый и второй сроки президента Путина, но совершенно не подходит для описания того, что происходит после 2014 г.», – уверяет политолог Константин Калачев. «От советской системы Политбюро мы перешли к модели царского двора. Президент у нас по факту самодержец, все остальные живут под зонтиком его рейтинга и его милости», – считает эксперт. С каждым новым сроком Путин испытывает все большее раздражение от тех или иных людей в окружении, которые не понимают, что и времена поменялись, и он изменился, предполагает он.