Ракетными успехами корейцы могут быть обязаны советскому двигателю

Он или его детали могли попасть в КНДР с Украины, считает западный эксперт
Если бы у корейцев не было доступа к готовому двигателю, такого успеха они бы не добились – для этого пришлось бы протестировать сначала менее мощные изделия, считает эксперт
Если бы у корейцев не было доступа к готовому двигателю, такого успеха они бы не добились – для этого пришлось бы протестировать сначала менее мощные изделия, считает эксперт / KCNA / Reuters

Жидкостные реактивные двигатели (ЖРД) для успешно испытанных в этом году северокорейских баллистических ракет «Хвасон-12» и «Хвасон-14» могли быть сделаны на основе советского двигателя РД-250, пишет в своем исследовании эксперт американо-британского Международного института стратегических исследований (IISS) Майкл Эллеман. Этот двигатель, его части, документация или имеющие отношение к его производству инженеры могли недавно попасть в КНДР из России или с Украины. РД-250 разработан в начале 1960-х гг. ОКБ-456 (ныне российское НПО «Энергомаш» им. В. П. Глушко) и производился в Днепропетровске (ныне Днепр) на заводе «Южмаш», где использовался в выпускавшейся там же ракете Р-36 (известна под западным обозначением Satan).

По мнению Эллемана, успешные запуски ракет «Хвасон-12» и «Хвасон-14», обернувшиеся острым международным кризисом, невозможно объяснить иначе, кроме как получением северокорейцами тем или иным путем этого высокоэффективного двигателя. До этого в КНДР, пишет исследователь, делали ставку на ракету средней дальности «Хвасон-10» (западное обозначение «Мусудан»), которая была создана на основе, возможно, попавшей в 1990-е гг. в КНДР документации старой советской баллистической ракеты для подводных лодок Р-27 разработки миасского ГРЦ им. Макеева. Но ни одного успешного испытания этой ракеты не было, хотя ее и показывали на парадах. Однако в сентябре 2016 г. появилась первая фотография испытаний двигателя, напоминающего РД-250, но являющегося однокамерным (в СССР РД-250 называли блоком – фактически это были два двигателя с одним турбонасосным агрегатом), а в 2017 г. последовали успешные испытания новых ракет. Если бы у корейцев не было доступа к готовому двигателю, такого успеха они бы не добились – для этого пришлось бы протестировать сначала менее мощные изделия, считает эксперт. При этом украинское правительство и менеджмент «Южмаша» могли и не участвовать в передаче технологий – возможно, это делали не получавшие зарплату рядовые работники при участии черных посредников из России, полагает Эллеман. Секретарь Совета нацбезопасности и обороны Украины Александр Турчинов назвал мнение о причастности Украины к поставке ЖРД в КНДР антиукраинской кампанией, спровоцированной «российскими спецслужбами для прикрытия своего участия в северокорейских ядерных и ракетных программах».

Северокорейские ракеты и их возможный советский прототип

По мнению редактора проекта Northeast Asian Military Studies Владимира Хрусталева, для столь серьезных выводов требуется нечто большее, чем совпадение силуэтов разных двигателей. «Открытой информации по истории советского ракетостроения уже и так достаточно для помощи ракетчикам многих стран в прохождении тех же этапов, что прошли их советские коллеги. Да и заимствования внешней информации обычно используются не для лобового копирования, а для учета чужого опыта и, как максимум, творчества по мотивам», – говорит эксперт. Он не исключает, что разведка КНДР что-то добыла в бывшем СССР, но ведь и того, что можно добыть без разведки, вполне могло хватить для «творчества по мотивам» из серии «нам нужно что-то такое». Подобные исследования отражают в первую очередь когнитивный диссонанс западного экспертного сообщества, не считавшего северокорейцев способными на серьезные успехи в ракетостроении и вынужденного искать внешние причины. Хотя главные причины этих успехов – интенсификация испытаний своих мощных ракетных двигателей и создание для них инфраструктуры, резюмирует Хрусталев.