Фамилии фигурантов не будут вымарывать из решений судов
Верховный суд уточнил правила публикации судебных актовВерховный суд утвердил положение о порядке размещения принятых им текстов судебных актов в интернете и назначил ответственное за их «обезличивание» подразделение. Отвечать за полноту и своевременность размещения документов будет управление систематизации законодательства и анализа судебной практики Верховного суда, следует из документа, опубликованного на его сайте. Что касается объема доступной информации, то он теперь также жестко регламентирован принятым в июне постановлением президиума Верховного суда. Эти правила вводятся для судов всех уровней: отныне судам запрещено вымарывать из текстов решений фамилии участников процесса, а также фигурирующие в делах денежные суммы, наименования и место нахождения юридических лиц.
По закону перед публикацией тексты судебных решений должны проходить так называемую деперсонализацию: из текстов вымарываются паспортные данные участников процесса, адреса, телефоны, реквизиты банковских счетов и регистрационные данные автотранспорта. Но этот список является закрытым, подчеркивает Верховный суд. До сих пор суды расширительно подходили к такому требованию: из текстов решений вымарывались все цифры и имена собственные. Это происходило потому, что процесс выполнялся автоматически, объясняли судейские: у сотрудников аппаратов судов нет времени его корректировать. Вопрос полноты публикаций судебных актов стал особенно актуален после того, как Верховный суд выступил с предложением для экономии сил освободить судей от необходимости полностью оглашать текст приговора. Поправки в Уголовно-процессуальный кодекс, позволяющие судьям зачитывать только вводную и резолютивную части приговора, Верховный суд внес в Госдуму в конце апреля. Но инициатива встретила резкий отпор юридического сообщества. Об опасности такого нововведения заявил Совет по правам человека при президенте, законопроект раскритиковала Федеральная палата адвокатов (ФПА). Общественный контроль над деятельностью суда относится к числу важнейших демократических завоеваний, подчеркивалось в письме ФПА, направленном на имя председателя Госдумы Вячеслава Володина. Отказ от провозглашения мотивировочной части приговора по всем категориям уголовных дел приведет к непониманию обществом причин вынесения решений и породит еще большее недоверие к суду, предупреждали адвокаты.
Секретный экстремизм
Хорольский районный суд Приморья, признавший в 2015 г. экстремистской книгу Александра Литвиненко «ФСБ взрывает Россию», сообщил «Ведомостям», что текст решения публикации не подлежит.
Советник ФПА Евгений Рубинштейн говорит, что, несмотря на улучшение ситуации, принципиально она не изменилась: действующий порядок публикации судебных актов остается порочным. Во-первых, тексты решений появляются в сети с большим опозданием (например, через месяц с момента вступления приговора суда в силу – время для того, чтобы разъяснять общественности мотивы принятых решений, явно упускается). Во-вторых, значительная часть судебных решений вообще не подлежит публикации. Наконец, еще никого не наказали за нарушение действующего порядка публикации, например отсутствие текстов судебных решений на сайте суда, а ведь такое часто случается.
Решения, опубликованные на сайте Верховного суда в последние недели, полностью соответствуют изданной им инструкции: в текстах начали указывать адреса, названия юрлиц, а также суммы исков и присужденных компенсаций – вот только марки автомобилей почему-то вымарывают. На сайте Мосгорсуда часть решений по-прежнему не содержит полной информации, но также появляются тексты, в которых данные указаны без изъятий.