Навальный организовал в Москве вторую за три месяца несанкционированную акцию
Он хочет добиться быстрой политизации общества, считают экспертыВ День России по всей стране прошли антикоррупционные митинги. Заявки были поданы в 170 городах, в акции приняли участие 145, минимум в 117 городах протестные мероприятия были согласованы, сообщила пресс-секретарь Навального Кира Ярмыш. По данным «ОВД-инфо» (на 18.45 мск), в Москве задержали 731 человека, в Санкт-Петербурге – от 150 до 300, во всех остальных городах – 200–300 человек. Власти Москвы согласовали митинг на пр-те Сахарова, но в воскресенье вечером Навальный сообщил, что переносит акцию на Тверскую: с Фондом борьбы с коррупцией (ФБК) из-за давления мэрии отказались работать все компании, поставляющие аудио- и видеоаппаратуру для массовых мероприятий. Генпрокуратура предупредила, что любые попытки провести несогласованное мероприятие на Тверской – прямое нарушение закона.
К 14.30 сторонники Навального стали подтягиваться к Пушкинской площади, скандируя: «Россия без Путина», «Путин – вор», «Димон, выйди вон», «Медведева под суд», «Мы здесь власть», «Долой царя» и др. Надписи на плакатах – «Не понимаю, на что жалуются учителя, у которых есть две почки», «Против коррупции лишь революция», «Я люблю Россию». В какой-то момент митингующие запели гимн России. ОМОН стал теснить их к мэрии. Навальный на Тверскую не попал – его задержали в подъезде, сообщила жена политика Юлия.
Полиция объяснила, что Навальный задержан за призыв к несанкционированной акции, в отношении его составлены протоколы по ч. 8 ст. 20.2 КоАП («Повторное нарушение правил организации митингов»).
На Тверской задержали политиков Илью Яшина и Марию Баронову, а директора ФБК Романа Рубанова – на пр-те Сахарова.
По словам руководителя штаба Навального Леонида Волкова, кроме Москвы и Санкт-Петербурга многотысячные шествия прошли в Самаре и Хабаровске, не менее 5000 человек собрали акции в Новосибирске и Екатеринбурге, много людей собралось в Краснодаре, Ростове-на-Дону и Пензе.
Мэрия создала провокационную ситуацию, в том числе и в понедельник, когда притащила на пр-т Сахарова колонки, чтобы показать, что там есть аппаратура, считает Волков: «С мэрией бессмысленно договариваться и подавать заявки на санкционированные акции. Понятно, что несанкционированные акции отталкивают сторонников, и мэрия сознательно на это идет. Но это новая реальность в Москве, и ее создала московская мэрия».
Навальный все делает верно, он качает устоявшуюся среду, в которой изрядная часть населения абсолютно нереволюционна, говорит руководитель региональных программ близкого к Кремлю фонда ЭИСИ Андрей Колядин: «Люди хотели бы больше благ, им нужна была бы сменяемость власти, но они атомизировались. Чтобы завести механизм политической жизни, нужна череда рывков. И чтобы привлечь внимание к себе, чтобы получить больше поддержки, в том числе за счет молодых, Навальный и делает такие шаги». Действия Навального могут сработать на повышение явки на президентских выборах, поскольку люди перестают быть инертными и наблюдают за тем, что происходит, продолжает Колядин: «Но есть и опасность – если прольется кровь через провокаторов, невыдержавших оппозиционеров или полиции, то это приведет к волне протеста другого плана». Властям необходимо разбивать протестную повестку на сегменты, в каждом из которых был бы свой лидер, как, например, стало происходить с лидерами протеста против реновации, полагает он. Добиться регистрации на выборах президента Навальному не удастся, уверен политолог: «Власть не будет его легитимизировать».
Навальный делает ставку на быструю политизацию, его противники во власти будут просто не успевать вырабатывать тактику, считает политолог Глеб Павловский: «Он навязывает темп, его можно понять – у него мало времени, ему до конца года нужно добиться настолько высокого уровня политической конфликтности, чтобы его регистрация кандидатом с точки зрения власти была меньшим злом».
Акция 26 марта стала победой Навального, акция 12 июня – не проигрыш, но и не выигрыш, продолжает Павловский: «Он показал, что градус конфликта высок, но пока нет достаточного количества мобилизованного актива. Навальный часто переоценивает потенциал сторонников, это пока не электорат, а актив беспокойных граждан». Политический конфликт достиг высокого уровня, считает эксперт: «Однако у него нет ни легальных инструментов выхода, ни спектра выразителей. Пока мы в опасном промежуточном состоянии, когда все согласны с тем, что продолжать прежнее невозможно, но некому превратить этот накал в политическую деятельность. Навальный пока не знает, как это использовать». Навальный вырос в мифологическую фигуру, заключает Павловский: «На митинге 12 июня были мирные протестующие. Но нервы у власти сдают, они не понимают ситуацию, пытаются запугать демонстрантов. Все это сделано не Навальным, а властями».
Навальный сознательно радикализирует протест, считает эксперт Центра Карнеги Андрей Колесников: «Он понимал, что могут быть проблемы с согласованием, власть пошла ему навстречу – со своими ограничениями. Но Навальный перенес митинг. Тактически действия обеих сторон были предсказуемы». Стратегически Навальный теряет часть сторонников из-за несанкционированных акций, уверен Колесников: «Многие люди хотят попасть в автозаки, но они не делают погоды, протестное движение слишком разрозненно. Но оно могло быть более объединенным за счет выхода на мирные протесты. Навальный пытается щупать потолок количественный и географический, пока у него получается, но есть предел – такие акции могут превратиться в рутину». Протестно настроенные люди, продолжает эксперт, при отсутствии в бюллетене на президентских выборах Навального вряд ли будут голосовать за Явлинского или Жириновского, скорее не придут на выборы: «Навальный выгоден тем, что он поддерживает градус политического раздражения, все остальные политические силы – та же власть».