Серых коллекторов может ждать уголовная статья
Об этом раздумывает новое руководство службы судебных приставов
Директор Федеральной службы судебных приставов (ФССП) Дмитрий Аристов не исключает введения в перспективе уголовной ответственности для лиц, незаконно занимающихся коллекторской деятельностью. Об этом он заявил, выступая с лекцией на международном юридическом форуме в Санкт-Петербурге. Проблема серых коллекторов набирает обороты: с января 2017 г. начал действовать закон, ограничивший коллекторскую деятельность, напомнил Аристов. К желающим ею заниматься предъявляются жесткие требования по размеру чистых активов коллекторских агентств, их обязывают страховать ответственность за причинение убытков должнику, иметь специальное оборудование и т. д. Сейчас в реестр (на ФССП возложены функции контроля за коллекторами) включена 121 организация, 24 получили отказ. Приставы получают много жалоб на коллекторов и их количество будет расти, прогнозирует директор ФССП. Впрочем, из 4000 обращений обоснованы только 100: злоупотребляют правами не только представители кредиторов, но и должники.
Суды за прошедшие несколько месяцев успели рассмотреть 38 протоколов об административной ответственности за допущенные коллекторами нарушения. 15 из оштрафованных 20 работников коллекторских организаций представляют агентства, внесенные в реестр, среди нарушителей – юридических лиц (см. врез) в реестре числится только половина. Основные нарушения – это превышение разрешенного количества телефонных звонков и сообщений должнику, ситуации, когда коллекторы не называли данные кредитора, а также случаи, когда юридическое лицо, взыскивающее задолженность, не являлось кредитной организацией или агентство не было включено в госреестр.
За незаконную деятельность в сфере взыскания долгов предпринимателям сейчас грозит только штраф от 200 000 до 2 млн руб., напомнил Аристов. «Мы понимаем, что в ряде случаев это несопоставимо с доходами», – признает главный судебный пристав. Поэтому он не исключает, что в перспективе придется ставить вопрос о введении уголовной ответственности за такое нарушение.
Не так собирали
Кроме того, отметил Аристов, приставы уже сейчас испытывают трудности при истребовании информации, необходимой для проверки сообщений о нарушениях, – например, они не могут потребовать от сотовых операторов информацию о телефонных переговорах. Нужны поправки в КоАП, чтобы наделить приставов полномочиями по проведению административного расследования для передачи дела в суд.
Вопрос о введении уголовной ответственности за незаконную коллекторскую деятельность пока обсуждается лишь в кулуарах, говорит член совета Национальной ассоциации коллекторских агентств Дмитрий Теплицкий. «Это было бы отлично», – радуется он. По разным оценкам, еще в прошлом году в стране насчитывалось от 800 до 2500 коллекторских агентств, напоминает он, а в реестр внесли всего 120, и еще около 20 заявок находится на рассмотрении. Теплицкий уверен, что именно в серой зоне оказались наиболее агрессивные представители профессии, «фактически бандиты», которые часто работают в тесной связке с микрофинансовыми организациями. По статистике ассоциации, именно на этот сегмент приходится большая часть жалоб.
В свою очередь, коллекторы, выбравшие легальные методы работы, ждут более четких правил игры – сейчас нет полной ясности по поводу того, что следует считать телефонным звонком, жалуется председатель правления коллекторского агентства «Сентинел кредит менеджмент» Ольга Мазурова: часто должники бросают трубку, только услышав коллектора, а ведь он должен представиться и успеть изложить суть требований, при этом за превышение установленного лимита обращений коллекторов штрафуют. Несколько таких дел уже находятся в суде, но понимания, как будет складываться судебная практика, пока нет.
Нет ответа на эти вопросы и у ФССП. Проблема существует, признает Аристов. «Будем над ней работать», – обещает он, подчеркивая, что баланс интересов должника и кредитора должен соблюдаться.