Структурные реформы могут ослабить контроль Путина над страной
Поэтому их не будет до выборов 2018 года, считают в разведке СШАОптимизму Минэкономразвития относительно динамики экономики могут помешать пять факторов, перечисляет главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова: рост импорта может отражать не инвестиционную активность, а создание запасов; ориентация бюджета на социальные выплаты, а не на индексацию зарплат госсектора негативно отразится на спросе; кредитование восстанавливается недостаточно быстро; отсутствует связь между ростом ипотеки и строительством; налоговая политика неопределенна.
Российские власти будут стремиться избежать структурных реформ перед президентскими выборами в марте 2018 г., которые «могли бы ослабить контроль над страной», говорится в докладе директора национальной разведки США Дэна Коутса, распространенном на комитете по разведке в сенате.
Несмотря на выход из рецессии, перспективы серьезного восстановления остаются слабыми, отмечается в докладе: по прогнозам рыночных аналитиков, экономика России вырастет на 1,3% в 2017 г. и на 1,7% в 2018 г. Это совпадает с консенсус-прогнозом Focus Economics. Базовый сценарий опубликованного в апреле прогноза Минэкономразвития оптимистичнее – восстановительный рост на 2% в 2017 г., опускающийся на инерционную траекторию в 1,5% в 2018 г., что примерно вдвое ниже среднемировых темпов.
В послании Федеральному собранию в декабре 2016 г. президент Владимир Путин поручил разработать комплекс мер по ускорению российской экономики, чтобы к 2019 г. она росла быстрее мировой. Свои предложения по реформам на период 2018–2024 гг. уже представил Столыпинский клуб (в основном за счет эмиссии в 1,5 трлн руб.), над стратегией экономического развития до 2024 г. работает Центр стратегических разработок (ЦСР) Алексея Кудрина (до одобрения президентом опубликована не будет), комплексный план действий правительства до 2024 г. должно представить в мае Минэкономразвития.
Программы ЦСР и правительства – конкурирующие и непонятно, как их состыковать, потому что функции у них могут быть разные, указывал ранее президент РСПП Александр Шохин: «Одна – для правительства, вторая – основа избирательной программы для кандидата в президенты».
Долгосрочному росту российской экономики препятствуют структурные факторы, следует из доклада Еврокомиссии: слабый инвестиционный климат, высокие финансовые издержки, низкая конкуренция в ключевых секторах, негибкий рынок труда. Основные риски связаны с неопределенной динамикой нефтяных цен и геополитикой, отмечается в документе.
Контуры будущих изменений просматриваются в целевом сценарии Минэкономразвития (темпы роста превышают среднемировые в 2020 г.) – обсуждаемый правительством налоговый маневр (снижение страховых взносов и повышение НДС) и пенсионная реформа. Для поддержки оптимистичных настроений бизнеса правительство должно бы прояснить налоговые изменения, но, поскольку это социально чувствительная тема, вряд ли это произойдет ранее середины 2018 г., сомневается Орлова.