Эммануэль Макрон уверенно выиграл выборы президента Франции
Но повторить триумф на июньских парламентских выборах ему вряд ли удастсяЛидер партии «Вперед!», бывший министр экономики Эммануэль Макрон переиграл лидера крайне правого «Национального фронта» Марин Ле Пен во втором туре выборов президента Франции. Голосование состоялось 7 мая. Макрон набрал более 66% признанных действительными голосов, его оппонент – 34%. 39-летний Макрон стал самым молодым руководителем Франции после Наполеона.
Макрон, который вступит в должность президента 14 мая, уже столкнулся с двумя крупными проблемами. Во-первых, его партии, о переименовании которой в «Республика, вперед!» он объявил сразу после победы, всего год и она не представлена в парламенте. Во-вторых, Макрон становится президентом разделенной страны, о чем свидетельствуют более четверти не пришедших на выборы избирателей и несколько миллионов испорченных и пустых бюллетеней. «Я знаю про разногласия нашей нации, которые и смотивировали часть французов отдать голоса радикалам, я уважаю их. Я понимаю злость, обиду и сомнения, которые показали многие из вас, и моя обязанность заключается в том, чтобы их услышать», – заявил избранный президент в первом обращении к народу.
Выборы в парламент пройдут 11 и 18 июня по мажоритарной системе. Если никто из кандидатов не набирает более 50% голосов, то проводится второй тур. Согласно последним опросам, 24–26% избирателей намерены поддержать партию Макрона, по 22% голосов получат «Национальный фронт» и «Республиканцы», крайне левой «Непокорившейся Франции» Жан-Люка Меланшона социологи сулят 13–15%, а соратники очень непопулярного уходящего президента Франсуа Олланда по соцпартии могут рассчитывать только на 9%. Если «Вперед!» не получит большинства, во Францию может вернуться политический феномен «сожительства», когда президент и премьер-министр принадлежат к разным партиям и оказываются равны по своему влиянию.
На парламентских выборах и «Национальный фронт», и партии, кандидаты которых не попали во второй тур, сделают все, чтобы побить молодую партию нового президента, убежден исследователь университета Science Po Антуан Жарден: «Ле Пен взяла историческую высоту – за нее отдали голоса 11 млн французов, чего никогда даже близко не было, и она такой момент для увеличения своего представительства в парламенте упускать не хочет.
Социалисты и «Республиканцы» тоже забудут, как они поддержали во втором туре Макрона против Ле Пен, и используют все ресурсы, в том числе в местных администрациях, чтобы нанести удар по партии президента». Ле Пен еще во время президентской кампании начала переформатировать «Национальный фронт», чтобы расширить электоральную базу, напоминает эксперт. Ей удалось получить 34%, а не 18%, как ее отцу Жан-Мари Ле Пену на президентских выборах 2002 г., привлекая на свою сторону не только крайне правых, но и многих синих воротничков и не очень квалифицированных работников не из иммигрантской среды. «Сейчас в «Национальном фронте» идут ожесточенные дебаты: нужно ли им нацеливаться на рабочий класс, поднимая вопросы невыгодности глобализации и международной торговли, или же перестроиться на более состоятельных консерваторов и привлечь их культурной повесткой через обсуждение миграции и ислама?» – отмечает Жарден.
На евроинтеграционные процессы победа Макрона не повлияет. Французским политикам, в том числе и новому президенту, придется тратить основные усилия на то, чтобы договориться друг с другом. В обстановке раскола общества вопросы внешней политики центрального места не займут, убежден старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН Евгений Осипов. Макрон выступает за дальнейшее упрочение связей с Евросоюзом и Германией, а в отношениях с Россией – за диалог, но в жестком тоне и с отстаиванием европейских позиций, говорит эксперт. Решающую роль сыграют парламентские выборы, ведь если Макрон и его партия получат большинство, то именно он будет назначать министра иностранных дел, если же победу одержат, например, «Республиканцы», то этот пост будет за ними, подчеркивает Осипов.
Ле Пен сделала заявку на то, чтобы на ближайшие пять лет стать полюсом притяжения оппозиции и всех, кто будет недоволен Макроном, считает руководитель Центра французских исследований Института Европы РАН Юрий Рубинский: «Высокий результат «Национального фронта» – это уже симптом на фоне уходящих со сцены социалистов и расколотых «Республиканцев». Макрону придется проводить болезненные и затратные реформы, а французам – затягивать пояса, чтобы сбалансировать финансовую систему. Ле Пен же будет собирать дивиденды и расширять свой электорат даже за счет бывших сторонников Макрона». Макрон, в свою очередь, будет использовать Ле Пен в торге с немцами, хотя на их парламентские выборы в сентябре результат Ле Пен вряд ли окажет влияние, считает эксперт: «Неважно, кто выиграет в Германии: и [канцлер] Ангела Меркель, и социал-демократ Мартин Шульц – убежденные европеисты. Макрон же теперь будет использовать Ле Пен как пугало в Берлине: у нас над ухом пуля просвистела, поэтому давайте раскошеливайтесь».