Треть россиян считают, что живут в лучший период истории страны – «Левада-центр»
Но 29% уверены, что лучше всего жизнь была при Леониде БрежневеПочти треть россиян полагают, что жизнь в России при Владимире Путине лучше, чем когда-либо за последние 100 лет, еще 29% считают идеальным периодом эпоху Леонида Брежнева, а жизнь до революции 1917 г. нравится лишь 6% респондентов. Таковы результаты опроса «Левада-центра», приуроченного к 100-летию Февральской революции (см. график). За последние пять лет с 25 до 21% уменьшилось число тех, кто полагает, что крушение монархии привело к утрате Россией национального и государственного величия, и с 9 до 13% выросло количество расценивающих конец монархии как прогрессивный шаг в развитии страны. Наконец, 32% опрошенных (против 27% в феврале 2012 г.) считают Февральскую революцию этапом на пути к Октябрьской революции и созданию первого в мире государства рабочих и крестьян, и всего 19% (против 24% пять лет назад) говорят, что события вековой давности ослабили Россию и привели к октябрьскому перевороту и крушению страны.
Отношение к Февральской революции и монархии возвращается к показателям 20-летней давности, а итоги опросов зависят от времени, когда они проводились, поясняет замдиректора «Левада-центра» Алексей Гражданкин: «Замеру в марте 2012 г. предшествовало четырехлетнее президентство Дмитрия Медведева, когда советская риторика отступила на задний план и период истории до февраля 1917 г. стал несколько идеализироваться. Сейчас же общественное мнение возвращается к тому, что было в конце 1997 г.: нынешняя риторика в большей степени приближается к риторике советских времен и число людей, поддерживающих такие суждения, растет, несмотря на то что число носителей советского сознания за 20 лет в структуре взрослого населения уменьшилось». Большинство действий нынешнего руководства страны одобряется и значительная часть опрошенных говорит, что сейчас жить лучше всего, отмечает социолог: «Это происходит за счет уменьшения числа тех, кто считает, что лучше жилось во времена Брежнева или до революции 1917 г.».
Раньше исходили из того, что была старая Россия, а потом пришли большевики, все уничтожили и установили диктатуру – т. е. «царь был со знаком плюс, а большевики – со знаком минус», напоминает политолог Алексей Макаркин: «Потом российская власть стала встраивать в эту схему Февральскую революцию, трактуя ее так, что был царь, но его власть решила перехватить либеральная интеллигенция – заговорщики, кадеты, профессора, они во всем виноваты. Большевики после них хотя бы страну восстановили, а вот либералам доверия нет – они царя свергли». Таким образом проводится четкая параллель с нынешним временем в рамках консервативной волны, которая началась в 2012 г., полагает эксперт. А небольшое улучшение отношения к Февральской революции можно считать ответной реакцией на эту волну, говорит Макаркин: «Такое мнение разделяет нынешняя либеральная интеллигенция, люди, увлеченные историей, и те, кого перекормили позицией, что «царь хороший».