За мобилизацию в военное время ответят губернаторы

Их наделят полномочиями командующих сил территориальной обороны
О том, чтобы мобилизационная готовность стала одним из критериев кадровых решений в отношении губернатора в мирное время, речь не идет
О том, чтобы мобилизационная готовность стала одним из критериев кадровых решений в отношении губернатора в мирное время, речь не идет / Е. Разумный / Ведомости

В пятницу Госдума приняла в третьем чтении внесенные в прошлом году правительством поправки в законы «О мобилизационной подготовке и мобилизации» и «О воинской службе», заново описывающие полномочия руководителей исполнительной власти регионов и муниципалитетов при проведении мобилизации. Согласно поправкам за проведение мобилизационной подготовки персональную ответственность несут как руководители федеральных ведомств, так и высшие должностные лица субъектов Российской Федерации, главы муниципальных образований, местных администраций и руководители организаций. Призыв в армию по мобилизации и направление на работу на гражданские должности по штатам военного времени проводит комиссия по мобилизации, которую в регионе возглавляет губернатор, а на нижестоящих территориях – их высшие должностные лица.

По словам человека, близкого к Министерству обороны, эта поправка необходима, чтобы ввести армейский принцип единоначалия как при проведении мобилизации, так и при создании сил территориальной обороны. Функцию командующего этими силами при их развертывании будет исполнять губернатор, а начальником штаба станет представитель командования отмобилизованных частей, расположенных на территории региона. Формулировка о персональной ответственности с военной точки зрения означает, что губернатор наделяется всеми правами и обязанностями такого командующего. Но о том, чтобы мобилизационная готовность стала одним из критериев кадровых решений в отношении губернатора в мирное время, речь не идет, подчеркивает собеседник.

Масштабы мобилизации

1,7 млн человек такая численность Вооруженных сил (ВС) России установлена для военного времени после реформы, проведенной в 2008 г. тогдашним министром обороны Анатолием Сердюковым. В мирное время численность ВС составляет 1 млн человек, не считая более 800 000 гражданских служащих. До реформы численность ВС после мобилизации равнялась 5 млн человек

Эксперименты по созданию соединений территориальной обороны отрабатывались и на прошлогодних стратегических командно-штабных учениях «Кавказ-2016», напоминает полковник запаса Виктор Мураховский. В этих учениях были задействованы и руководители федеральных ведомств, и губернаторы, а министр обороны Сергей Шойгу не раз обращал внимание на то, что военные и гражданские власти должны в мобилизационных вопросах действовать слаженно. Он же допускал и изменение законодательной базы для решения этого вопроса. Кроме того, уже длительное время губернаторы и другие чиновники проходят обучение по военным вопросам в Академии Генштаба, замечает эксперт.

На соединения территориальной обороны в военное время возлагаются, как следует уже из названия, задачи обороны территории, на которой они сформированы, от нападений противника, в том числе и диверсионных, говорит человек, близкий к Министерству обороны. А в союзной Белоруссии, опыт которой также изучается, на эти формирования, тоже возглавляемые руководителями местных органов исполнительной власти, возлагается еще и организация партизанского движения в случае оккупации территории противником, добавляет собеседник «Ведомостей».

В подготовке статьи участвовала Элина Ибрагимова