Критиковать начальство можно только бескорыстно

Уполномоченный России в ЕСПЧ ответил на жалобу полицейского-правдоруба
У занятого бумажной работой полицейского не остается времени на работу с людьми
У занятого бумажной работой полицейского не остается времени на работу с людьми / Смирнов Владимир / ТАСС

Критиковать начальство можно только абсолютно бескорыстно, считают российские власти. Об этом говорится в меморандуме («Ведомости» с ним ознакомились), направленном уполномоченным России в Европейском суде по правам человека (ЕСПЧ) Георгием Матюшкиным в ответ на жалобу бывшего тольяттинского участкового Алексея Мумолина, уволенного в 2010 г. за рассказ о действующей в органах внутренних дел палочной системе. Мумолин считает, что обязательный для госслужащих запрет на публичные высказывания о деятельности госорганов и их руководителей нарушает его право на свободу слова. Но, по мнению российских властей, отказ от лояльности в отношении начальства должен быть обусловлен общественными интересами, а не достижением личных целей, «в том числе связанных с обидой, ожиданием личной выгоды или невозможностью сообщить о нарушениях, допущенных госорганом или должностным лицом внутри системы государственной власти», говорится в меморандуме. Матюшкин напоминает, что жалобу Мумолина на соответствующие положения закона о милиции и о государственной гражданской службе рассмотрел Конституционный суд, который признал право государства устанавливать ограничения, связанные с должностными обязанностями полицейского. Однако, уточнил при этом суд, такие ограничения не являются абсолютными: необходимо учитывать содержание публичного высказывания, его общественную значимость и мотивы, соотношение причиненного и предотвращенного ущерба государственным и общественным интересам, а также наличие либо отсутствие возможности защитить свои права и общественные интересы другими законными способами. Жалобы же Мумолина на обилие бессмысленной бумажной работы и палочную систему были обусловлены исключительно «его недовольством в связи с его личными обстоятельствами» и не могут оправдать допущенные нарушения, доказывает Матюшкин.

Все не так плохо

Средняя зарплата Мумолина за несколько месяцев 2009–2010 гг. составила 20 809 руб., в связи с этим заявление о попытке уморить его семью голодом не соответствует действительности, сообщается в заключении по результатам служебной проверки, проведенной УВД Тольятти.

Вдохновленный примером выступившего с видеообращением к президенту майора МВД Алексея Дымовского, Мумолин в 2009 г. опубликовал в интернете видеоролик схожего содержания – о действующей в органах внутренних дел палочной системе, когда от участковых требуют обеспечить по 15 административных и три уголовных дела в месяц. В результате Мумолину было объявлено о неполном служебном соответствии. Когда он пожаловался на это газете «Тольяттинское обозрение», то получил строгий выговор. Тогда Мумолин провел одиночный пикет, после которого его уволили из органов.

Проблема в том, что у занятого писаниной полицейского не остается времени на работу с людьми и это уже вопрос общественной безопасности, говорит представляющий Мумолина в ЕСПЧ Ильнур Шарипов. Участковый должен заниматься профилактикой преступлений, а не бумагами, напоминает он. Кроме того, палочная система заставляет полицейских искать преступления там, где их нет, или, наоборот, закрывать глаза на существующие. Шарипов отмечает, что эти проблемы активно обсуждаются на профильных форумах – т. е. они заботят не одного только Мумолина и их актуальность нельзя недооценивать.

Запрет на публичные выступления для госслужащих – общепринятая во всем мире практика, возражает собеседник «Ведомостей» в правоохранительных органах: «Принцип простой: если тебе не нравится – сообщи об этом начальству, если вообще все не устраивает – уходи, а потом уже критикуй». При этом запрет действительно не рассматривается как безусловный: Мумолина ведь не уволили после первого выступления, а еще долго уговаривали одуматься, напоминает собеседник.