Президент Молдавии обещает в Кремле дружить с Россией
Но соглашение об ассоциации с ЕС он не порветВо вторник в Кремле состоялись переговоры Владимира Путина и недавно избранного президентом Молдавии экс-лидера партии социалистов Игоря Додона, прибывшего в Москву с официальным визитом. Молдавия намерена вернуться к стратегическому партнерству с Россией, восстановить двусторонний товарооборот, заявил после переговоров Додон, назвав свой визит «историческим» и добавив, что соглашение о свободной торговле с ЕС не принесло Кишиневу пользы и разрушило связи с Россией. Додон назвал три основных направления своей политики: сохранение государственности и нейтралитета Молдавии, реинтеграция Приднестровья и сохранение православных ценностей. Обсуждался, по его словам, и вопрос с трудовыми мигрантами, которых в России только официально проживает порядка 500 000 человек.
Власти Молдавии сворачивали взаимовыгодные связи с Россией, пытаясь форсировать сближение с ЕС, сказал Путин. На переговорах был обсужден план взаимных инвестиций, а экспертам дано поручение подготовить предложение по урегулированию проблем в сфере поставок нефти и газа, отметил Путин. Москва поддерживает позитивные сдвиги в отношениях Кишинева с Приднестровьем, и первый за многие годы визит президента Молдавии в Приднестровье – шаг в правильном направлении, Россия готова выступать посредником. В Кремле при этом не против, чтобы Молдавия развивала отношения с Европой, но хотели бы, «чтобы эта совместная работа шла в согласованном режиме», сказал Путин.
Молдавское общество разделено примерно пополам, поэтому возможности Додона для маневра ограничены, говорит профессор МГИМО Дмитрий Данилов. Никакого выхода Молдавии из соглашения об ассоциации с ЕС не будет, поскольку вызовет в стране серьезные потрясения, а экономически цена этого шага будет выше, чем потери при вступлении. Заявления Додона стоит рассматривать как вполне понятное подтверждение его политической позиции, адресованное Москве. На этой платформе, сохраняя договоренности с ЕС, он попытается договориться с Москвой, найти опору внутри молдавского общества и политического истеблишмента, не исключено, что даже в лице сторонников евроинтеграции. «Для России цена вопроса – 0,4% внешнеторгового оборота. А для Молдавии это огромная цена, поэтому она будет стараться», – говорит Данилов.