Министру образования не хватает двух ключевых заместителей

За их назначение развернулась аппаратная война между несколькими крупными лоббистами
Новому министру Ольге Васильевой пока не удалось завершить  формирование своей команды
Новому министру Ольге Васильевой пока не удалось завершить формирование своей команды / Максим Стулов / Ведомости

Министр образования и науки Ольга Васильева, назначенная в августе 2016 г., до сих пор не может завершить формирование своей команды. За руководящие портфели развернулась настоящая аппаратная война, в которой свои интересы пытаются лоббировать сразу несколько крупных фигур, рассказал «Ведомостям» человек, близкий к руководству Минобрнауки, и подтвердили федеральный чиновник и близкий к Кремлю собеседник. За пять месяцев министр смогла продвинуть на высокий пост лишь одного своего человека – Ирину Кузнецову (назначена замминистра 1 декабря), отмечает собеседник в министерстве. Два других заместителя – Вениамин Каганов и Людмила Огородова – с 2013 г. работали в команде предыдущего министра Дмитрия Ливанова. При этом вакантными остаются две важнейшие должности – первого замминистра и статс-секретаря в ранге замминистра, что мешает эффективной работе министерства в целом, констатирует собеседник.

Ушел на взлете

Сергей Смирнов пришел в управление внутренней политики (УВП) Кремля осенью 2016 г. с поста руководителя аппарата Общественной палаты. В качестве замначальника УВП он курировал работу Госдумы, но в декабре уволился по собственному желанию.

Сразу после прихода Васильева пыталась привести несколько человек (в том числе из администрации президента, где прежде работала), но встретила сопротивление со стороны профильного вице-премьера Ольги Голодец и кадровиков правительства, знает человек, близкий к руководству Минобрнауки: «В итоге кадровый вопрос обсуждался в Белом доме на разных уровнях, в том числе у премьера Дмитрия Медведева, и было принято решение о консенсусном подборе кандидатур на руководящие должности».

По итогам консультаций на пост первого замминистра была предложена Валентина Переверзева, бывший первый проректор Одинцовского гуманитарного университета (ее имя уже внесли в проект распоряжения правительства). А в конце ноября на должность статс-секретаря был выдвинут помощник вице-премьера Сергея Приходько Эдуард Гудков, отвечающий за законопроектную деятельность и юридическую экспертизу нормативно-правовых актов. Ранее СМИ сообщали, что на этот пост проходил собеседования Сергей Смирнов из команды председателя Госдумы Вячеслава Володина (см. врез). Но Васильева, которая в Кремле была подчиненной Володина, предпочла Смирнову Гудкова. Третьим претендентом была экс-директор правового департамента Минобрнауки Марина Лукашевич, чье назначение лоббируют в аппарате Голодец. «Выбор Васильевой в пользу Гудкова обусловлен тем, что министр искала компромиссного кандидата, чтобы наладить взаимодействие с Белым домом», – знает один из собеседников.

По регламенту правительства после внесения проекта распоряжения кадровая процедура должна занимать не более 15 дней, при отсутствии претензий документы поступают на подпись премьеру. Но в случае с Гудковым документы пока не поступили, хотя нет и формального отказа, говорят человек, близкий к руководству Минобрнауки, собеседник в одном из министерств социального блока и федеральный чиновник. Рассмотрение документов Переверзевой заморожено до марта, знает один из собеседников. «Все виснет на уровне кадрового департамента Белого дома, и речь не только о Минобрнауки, но и о других министерствах. Заворачивают или тормозят кандидатуры по формальным причинам», – подтверждает федеральный чиновник. Выдвинутые Васильевой кандидатуры, возможно, не устраивают других интересантов, считает человек, близкий к руководству министерства: «Вокруг обоих идет возня, чтобы попытаться протащить других кандидатов. Вместо Гудкова Голодец продолжает толкать Лукашевич, а Володин – Смирнова». Сложности Васильевой могут быть связаны еще и с тем, что она воспринимается как человек Володина, а тот в своей новой должности пытается на правительство давить; с другой стороны, Голодец после ухода Ливанова теряет влияние и пытается поставить своего человека хотя бы на уровень заместителя, добавляет федеральный чиновник.

«Эти утверждения не соответствуют действительности», – сказал «Ведомостям» представитель Голодец. «Трудоустройством Смирнова Володин не занимается, это не его вопрос. Таких задач или просьб не поступало», – уверяет человек в окружении спикера. Пресс-секретарь Медведева Наталья Тимакова на запрос «Ведомостей» не ответила. Руководитель департамента информации Минобрнауки Андрей Емельянов от комментариев отказался. Получить комментарии Переверзевой, Гудкова, Смирнова и Лукашевич в четверг не удалось.

Кадровое назначение – это процедура и чем выше должность, тем эта процедура сложнее, поясняет Константин Гаазе из Высшей школы социально-экономических наук: «В ней вполне официально могут участвовать до 10 игроков – кадровые службы, силовики, отраслевые департаменты Кремля и аппарата правительства, – и любой может саботировать или как минимум затягивать назначение». Но долгоиграющие интриги – заморозить назначение, вызвать на беседу и т. д. – это все же экзотика, хотя в регионах и такое бывает, говорит эксперт: «Обычно, если нужно расстроить назначение, все срывается на стадии проверки ФСБ. Это не приговор, через несколько месяцев можно будет попробовать назначить нужного человека еще раз, но паузу сделать придется».