По мнению президента, правозащита – главная задача прокурора
О надзоре за следствием он даже не упомянулВладимир Путин считает важным, что в последнее время прокуратура делает акцент на надзоре за соблюдением трудового и социального законодательства. Об этом он заявил на торжественном заседании, посвященном 295-летию надзорного ведомства. «Я вас прошу и впредь держать эти вопросы под особым контролем», – обратился он к прокурорам. Помимо помощи в вопросах оплаты труда, начисления пенсий и пособий надзорное ведомство должно оказывать помощь социально уязвимым категориям граждан, объяснил президент, – к примеру, в области долевого строительства, защиты жилищных прав в целом.
Еще один приоритет – надзор за деятельностью контролирующих инстанций. Добросовестный бизнес должен быть надежно защищен со стороны государства от необоснованных проверок и иного давления, настаивал президент. Еще одним значимым направлением работы ведомства признано противодействие коррупции; президент особо выделил экспертное участие Генпрокуратуры в совершенствовании антикоррупционного законодательства. «И, конечно, прошу держать на контроле ситуацию с соблюдением прав граждан, отбывающих наказание в местах лишения свободы, – сказал президент. – Закрепленные в законе стандарты содержания заключенных, их право на медицинскую помощь и иные права должны безусловно соблюдаться».
Защитили бизнес
В 2016 г. прокуратура выявила более 150 000 нарушений, связанных с осуществлением государственного и муниципального контроля в отношении предпринимателей, подсчитал президент.
Президент вспомнил даже о контроле за исполнением закона об охране окружающей среды. Но ни слова не сказал об одном из основных направлений работы прокуратуры, которое заключается в надзоре за предварительным следствием и дознанием. Между тем, как следует из ведомственной статистики Генпрокуратуры, общий объем нарушений, выявленных в сфере надзора за исполнением законов на досудебной стадии уголовного производства (4,6 млн за 10 месяцев прошлого года), уступает только количеству нарушений, зафиксированных в сфере надзора за исполнением федерального законодательства, а также соблюдения прав и свобод граждан (4,7 млн).
С момента создания самостоятельного Следственного комитета в 2011 г. объем полномочий прокуратуры в области надзора за следствием остается наиболее дискутируемым вопросом. О праве возбуждать дела по итогам проведенных проверок периодически заявляют депутаты Думы и сам генпрокурор Юрий Чайка, а в целях защиты предпринимателей вернуть функцию по возбуждению уголовных дел предлагает бизнес-омбудсмен Борис Титов.
Первый зампред комитета по законодательству Думы и бывший прокурор Юрий Синельщиков вспоминает, что его законопроект о расширении надзорных полномочий прокуратуры уже полтора года лежит без движения. «Думаю, что в администрации президента до конца не определились с полномочиями прокуратуры», – говорит он. С одной стороны, понятно, что невозможно наладить полноценный контроль за следствием изнутри самого Следственного комитета, с другой – очевидно сопротивление силовиков нововведениям. Однако ясно, что делать что-то надо, добавляет депутат: если в области надзора за соблюдением прав человека усилия прокуроров действительно заметны и там много делается, то следствие из-за пробелов в законодательстве оказалось практически бесконтрольным, рассуждает депутат.