Министерство юстиции готовит поправки в Уголовно-процессуальный кодекс

Они предусматривают обязательное использование техсредств контроля за лицами, находящимися под домашним арестом
Система электронного мониторинга подконтрольных лиц (СЭМПЛ) начала действовать в 2011 г.
Система электронного мониторинга подконтрольных лиц (СЭМПЛ) начала действовать в 2011 г. / Елена Нагорных / ТАСС

Министерство юстиции сообщило, что готовит поправки в Уголовно-процессуальный кодекс (УПК), предусматривающие обязательное использование технических средств контроля за лицами, находящимися под домашним арестом. Сейчас закон предусматривает только возможность, но необязательность применения к подследственным так называемых электронных браслетов. Такая необязательность «ставит решение вопроса об их применении в зависимость от субъективной позиции должностного лица», т. е. создает возможность коррупционного поведения, разъясняет ведомство. Без технических средств обеспечить эффективный контроль за подозреваемыми и обвиняемыми невозможно, настаивает Минюст. Поправки должны вступить в силу с января 2018 г.

Система электронного мониторинга подконтрольных лиц (СЭМПЛ) начала действовать в 2011 г. Она представляет собой комплекс, в состав которого входят электронный браслет и стационарные контрольные устройства, позволяющие круглосуточно отслеживать все передвижения осужденного. По данным ФСИН, в 2015 г. система электронного мониторинга обеспечила контроль примерно за 13 000 осужденных к ограничению свободы (около 55% от их общего количества). Под предварительный домашний арест российские суды отправили в 2015 г. 462 человека, в первом полугодии 2016 г. – 296 человек.

Но в 2013 г. госконтракты на изготовление и поставку электронных устройств, заключенные ФСИН с подведомственным ей Центром инженерно-технического обеспечения и связи ФСИН (ЦИТОС), стали предметом уголовного расследования, под которое подпал в том числе и занимавший в это время должность директора ФСИН Александр Реймер (процесс над ним продолжается в Москве). По данным следствия, цены, по которым ЦИТОС поставлял готовую продукцию, были многократно завышены и в общей сложности участники преступной группы похитили 1,25 млрд руб. бюджетных средств.

Тем не менее ФСИН продолжила приобретать электронные браслеты: в 2014 г. казенное учреждение «Главный центр инженерно-технического обеспечения и связи ФСИН» приобрело у ЦИТОСа 20 000 электронных браслетов за 172 млн руб., он же в 2014–2015 гг. получал подряды на модернизацию системы и ремонт следящих устройств.

Обеспечить всех электронными браслетами в ближайшее время вряд ли удастся, считает адвокат Владимир Жеребенков (защитник директора ЦИТОСа Виктора Определенова): они уже сейчас в дефиците, а производство приостановлено. Между тем одно устройство рассчитано на работу в течение лишь трех лет.